знает ли человек что он умирает в исламе
Знает ли человек, что он умер \ Видео
Очередное такое научное открытие было сделано недавно. Причём в той области, в которой наука, казалось, бессильна.
Так о чём же мы хотим рассказать вам? А вот о чём.
Человек знает, что он умер.
Газета «Комсомольская правда» передаёт: «Согласно исследованию учёных из Медицинского центра Лангоне при Нью-Йоркском университете (NYU Langone School of Medicine), момент умирания – если это можно теперь так назвать – нечто совершенно иное, чем люди считали прежде.
Оказывается, умершие некоторое время даже после официальной констатации смерти всё ещё находятся в сознании. Более того – они понимают, что умерли, и полностью чувствуют окружающий мир.
Главный вывод исследования: после официальной констатации смерти – то есть после остановки сердца – человеческий мозг всё ещё функционирует и остаётся активным. Мозг живёт. А значит, в большинстве случаев люди могут понимать, что они скончались.
При этом умерший чувствует, что его тело больше не реагирует на внешние раздражители. Даже если он захочет пошевелить рукой, его собственное тело не послушается. Человек чувствует себя как бы заключённым в собственном теле. Слышит звуки, видит окружающих, но уже не может подать им знак.
Некоторые из пациентов после клинической смерти смогли рассказать учёным, что во время «отключки» слышали врачей и могли отрывочно пересказать переговоры персонала».
Как известно, с точки зрения Ислама этот мир – лишь временное пристанище для людей. Прожив свой век, каждый рано или поздно умрёт и будет предан земле, где он останется до самого Судного Дня.
В хадисах пророка Мухаммада ﷺ есть немало указаний на то, что человек слышит после своей смерти. Как передают от Абу Саида Аль-Худри (да будет им доволен Аллах), Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Покойный знает, кто омывает его, облачает в саван и провожает до могилы».
Хотя алимы посчитали иснад этого хадиса слабым из-за присутствия в его цепочке человека, некоторые биографические данные которого неизвестны, но у нас есть другой хадис с достоверной цепочкой, который передают Ибн Хиббан, Хаким и Табарани. В этом хадисе говорится: «Поистине, когда умершего положат в могилу, он услышит звук сандалий уходящих людей…»
Вышеприведённый факт в очередной раз демонстрирует, что Ислам имеет божественное происхождение и в его предписаниях и запретах кроется мудрость, которую человеку целиком не дано понять.
Однако, к сожалению, люди в подавляющем большинстве игнорируют такие явные знамения Всевышнего, списывая их на совпадения и случайности, тем самым закрывая для себя врата Истины.
Дай Аллах нам истину увидеть истиной и последовать за ней, а ложь – ложью и сторониться её. Амин!
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Человек состоит из двух разных субстанций: особого духа (рух) и биологической души. Первая – вечная, свойственная человеку; обладающая разумом и знанием; вторая – смертная, свойственная людям и животным, обладающая физической способностью – движением.
Истина о смерти
Этот особый дух, имеющий божественное предначертание, не исчезает после смерти тела и не умирает, но лишь меняет своё положение и место пребывания. Могила – это место его пребывания, которое может стать для него садом Рая или огненной ямой Ада.
У этого духа нет прямой связи с телом, оно дано ему во временное пользование для подготовки к жизни вечной. Тело для духа является инструментом, орудием труда, средством передвижения; для духа оно равносильно неводу для рыбака, непригодность которого вовсе не влечёт за собой несостоятельность рыбака.
Напротив, если даже невод пришёл в непригодность после того, как охотник-рыболов успешно завершил ловлю, это для него ещё лучше и подобно удаче, ибо он избавляется от груза этой сети и необходимости тащить её.
Как после рыбной ловли сеть становится ненужной и мешает ловцу, так и верующий желает смерти после того, как использовал тело для осуществления своей цели, ибо он уже получил то, для приобретения чего было дано ему тело. Оттого он и ждёт смерти, то есть отделения духа от тела, ибо она для него в радость, но никак не в тягость. Поэтому и Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Смерть – подарок верующему». (Аль-Хаким)
Он сказал это потому, что земная жизнь подобна тюрьме для верующего, ведь в ней он не имеет полной свободы действий, всё время испытывает тяготы борьбы со своим эго (нафсом), преодоления своих желаний, сопротивления сатане. Смерть – освобождение от всего этого, а освобождение есть истинный подарок.
Приход смерти для тела подобен порче у охотника всего, что помогает ему в ловле. Он привык к этой сети (телу) и любит её, его сердце привязано к ней, с её красивой формой и предназначением и всем, что имеет отношение к ней, потому его постигают две разновидности мук:
1) беда, томление и сожаление от упущенной ловли, которая осуществляется только посредством «сети тела»;
2) исчезновение, потеря любимой сети, к которой сердце так привязано и привыкло.
Всё указанное является всего лишь начальными познаниями о могильных муках; если глубоко изучать, исследовать и размышлять, то сущность их только более прояснится.
Смерть есть конец силы тела. И каждый окончательно осознает это, когда действительно закончится его сила, то есть дух отделится от тела, и когда части его тела не смогут совершать то, что желает разум.
Если человеку что-либо нравится, для него нет разницы, как разлучить владельца с объектом желания – отвести владельца от предмета или, оставив его на месте, унести объект желания. Так же нет разницы для человека, заберут ли у него всё, что он имеет и любит, или оставят всё это на месте и заберут его самого. Всё равно итог один и тот же – лишение желаемого.
Когда ты предстанешь перед Создателем, твоё наслаждение будет соответствовать степени твоей любви, которую ты испытывал к Нему, и твоё утешение будет соответствовать тому, как ты поминал Его. Поэтому Всевышний напоминает тебе, говоря, как об этом сообщается в некоторых преданиях:
أنا بُدُّك اللازم فالزم بُدَّك
«Я – Тот, в ком ты обязательно нуждаешься, так постоянно держись за Меня».
Узнав, что страдания и могильные муки прямо пропорциональны твоей привязанности к мирским благам, не думай, то если тебе ничего не нравится в мире, то это спасёт тебя от могильных мук. Сколько семей разводится, мотивируя это отсутствием сердечной тяги, любви, но когда бывшие супруги остаются в одиночестве, они часто не могут перенести эту потерю, случаются даже самоубийства.
Знай: пока не покинешь этот мир, у тебя есть тяга к вещам, мирским благам, и самая сильная тяга бывает к тому, хозяином чего являешься ты сам. Чем больше у тебя эта тяга, тем больше мук тебя ждёт в могиле. Ведь именно поэтому по-настоящему разумные люди стараются уменьшить количество своего мирского богатства, расходуя его на благородные дела.
Из достоверных источников – Корана и Сунны – известно, что праведные люди не исчезают со смертью. В Коране Всевышний Аллах говорит:
فَرِحِينَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ يُرْزَقُونَ رَبِّهِمْ عِنْدَ أَحْيَاءٌ بَلْ ۚأَمْوَاتًا اللَّهِ سَبِيلِ فِي قُتِلُوا الَّذِينَ تَحْسَبَنَّ وَلَا
«Не считайте мёртвыми тех, кто умер на пути Аллаха ради Его религии. Поистине, они живы у своего Господа, и их души путешествуют в зобах зелёных птиц по Раю и получают свой удел, вкушая райские плоды и радуясь тому, что Аллах даровал им по милости Своей». (сура «Алу ‘Имран»‚ аяты 169-170; «Тафсир аль-Джалалайн») Этот аят касается счастливцев, умерших в вере.
А что касается несчастных, которые умерли, не уверовав в Аллаха, то в достоверном хадисе, приведённом Аль-Бухари и Муслимом, говорится, что после окончания священной битвы при Бадре Пророк ﷺ подходил к каждому убитому врагу и обращался к нему со словами: «О такой-то! Я нашел всё, что обещал нам Аллах, истиной, а ты нашёл то, что обещал вам Аллах, истиной?»‚ попрекая их таким образом.
Тогда сподвижники спросили Посланника Аллаха ﷺ : «Как же ты обращаешься к ним, ведь они умершие?» Пророк ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, владеющим моей душой, вы слышите то, что я говорю, не лучше, чем они. Только они не могут ответить».
Имам Малик также говорил: «Души правоверных после физической смерти (то есть отделения от тел) путешествуют, они отправляются туда, куда захотят».
После смерти человека ждёт ещё одна большая опасность – это лишение возможности приблизиться к Всевышнему Аллаху и созерцать Его. Лишь после смерти человек поймёт истинное величие упущенного им на этом свете блага, каким бы ничтожным оно ему ни казалось при жизни, потому что после смерти всё становится предельно ясным.
Эти две муки: потеря всего, что любил, и лишение самого великою блага – приближения к Аллаху и Его лицезрения на том свете – усиливают одна другую, особенно для того, кто любил что-либо больше Создателя и находил утешение в чём-либо другом помимо Всевышнего.
Ты спросишь: действительно ли людей в могиле мучают большие змеи или это плод воображения человека, и об этом говорят для устрашения людей? Так знай, что это действительно существующие змеи, которых мы, живые люди, не можем увидеть.
Пророк ﷺ продолжил: «Он ниспослан относительно наказания неверующего в могиле. Всевышний Аллах направит на него девяносто девять «тиннин». Знаете ли вы, что такое «тиннин»? Это змеи, у каждой из которых по девять голов. Они будут терзать, жалить его, лизать и дуть на него, мучая его до наступления Дня воскресения».
Размышляй об этом хадисе и знай, что сказанное выше – истина, и её видят обладатели духовного, сердечного видения (басыра) яснее, чем мы видим своими глазами. Невежда же станет отрицать это, говоря: «Когда я смотрю в могилу, то не вижу там абсолютно никаких следов мучений». Так пусть знает невежда, что эти страшные змеи выходят не из тела умершего, а из его души.
Поистине, душа, которая была в нём до наступления смерти, подвергала его мучениям или наслаждениям, однако он не чувствовал этих укусов из-за своего опьянения, вызванного преобладавшими в нём мирскими страстями и желаниями. Поэтому он начнёт чувствовать её укусы только после смерти, когда отделится от всего мирского.
Эта змея состоит из качеств (сифатов) человека, и количество её голов соответствует количеству его порицаемых нравственных качеств и его страстей, которые он испытывал к мирским богатствам и вещам.
Основной причиной появления этой змеи является любовь к мирской жизни, головы змеи разветвляются от туловища соответственно количеству ответвлений от любви к мирской жизни и порицаемых качеств человека, таких, как зависть, совершение деяний напоказ, высокомерие, коварство, обман, любовь к высокому положению в обществе и богатству, вражда, ненависть. Все эти качества увеличивают у змеи количество голов, которые кусают его.
Эти змеи занимают место в глубине духовного сердца неверующего потому, что само неверие приводит к этому, как и сказал Всевышний Аллах:
ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمُ اسْتَحَبُّوا الْحَيَاةَ الدُّنْيَا عَلَى الْآخِرَةِ
«Это обещанное им за то, что они возлюбили мирскую жизнь больше, чем жизнь в вечном мире». (сура «Ан-Нахль», аят 107)
Также Всевышний Аллах говорит:
أَذْهَبْتُمْ طَيِّبَاتِكُمْ فِي حَيَاتِكُمُ الدُّنْيَا وَاسْتَمْتَعْتُمْ بِهَا
«Вы исчерпали вашу долю благ, предаваясь удовольствиям в земном мире и наслаждаясь ими». (сура «АльАхкаф», аят 20)
Если бы змеи приходили к покойному извне, то было бы легче, ибо иной раз они могли бы и не явиться к нему по той или иной причине, или же они могли бы покинуть умерших. Эти змеи из числа ‘алям аль-малякут[1]. Мирские же вещи, которые может видеть человеческий глаз – из среды ‘алям аш-шахадат[2]. И в соответствии с деяниями человека эти змеи, скорпионы и прочие существа явятся к нему и будут мучить его.
Человек во сне видит, что его кусает змея. Спящий только немного отдалён от материального мира, то есть находится в промежуточном мире между видимым и невидимым мирами, и для него в некоторой степени открывается суть определённых деяний.
لَقَدْ كُنْتَ فِي غَفْلَةٍ مِنْ هَٰذَا فَكَشَفْنَا عَنْكَ غِطَاءَكَ فَبَصَرُكَ الْيَوْمَ حَدِيدٌ
«Поистине, в дольнем мире ты был беспечен относительно постигшего тебя сегодня, но Мы сорвали с тебя покров и устранили твою беспечность тем, что ты видишь сегодня, и сегодня твоё зрение стало ясным для того, чтобы видеть то, от чего ты отрёкся в бренном мире». (сура «Каф», аят 22; «Тафсир Аль-Джалалайн»)
Знай, что бодрствующий человек, находясь рядом со спящим, не может увидеть змею, которая кусает его во сне. Но оттого, что он не видит змею, он ведь не может отрицать, что спящего во сне укусила змея, и это причинило тому боль.
Таково же и состояние мёртвого в могиле. Хотя мы не видим мучений или наслаждений, которым предаются умершие, они поистине подвержены им.
Из книги «ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ИСЛАМЕ»
[1] ʻАлям аль-малякут – весь невидимый мир, включая ангелов, джиннов и т. д.
[2] ʻАлям аш-шахадат – весь видимый мир; всё во Вселенной, что можно увидеть.
Смерть в исламе
Момент смерти
Как умирают шахиды
Приводится история о том, как Пророк Мухаммад ﷺ в беседе с Джабиром, сыном погибшего на пути Аллаха во время битвы при Ухуд Абдаллаха ибн Амра, говорил, что Всевышний разговаривал с его отцом напрямую, без посредников. Всевышний Аллах сказал ему: «О Абдуллах, спрашивай, что хочешь, Я тебе дам». Он сказал: «О мой Господь, я хочу, чтобы ты меня оживил, вернул, чтобы я был убит на Твоем пути повторно». Это говорит о том, насколько легким стал переход из мира живых в мир загробный для души его праведного отца. (Этот хадис передает имам ибн Маджа с хорошим иснадом).
Переход в иной мир
Место ожидания, в которое приходит душа человека, носит название «барзах», что в переводе означает «преграда». В этом месте умерший находится до Судного дня: в отличие от душ мусульман, которые попадают на небеса, души умерших неверных подвергаются мучениям в могиле.
Допрос ангелов после смерти
К умершему возвращается его душа через какое-то время после того, как душу от тела отделит Ангел смерти, и тело человека похоронят, и дальше покойный человек уподобляется спящему до того момента, пока не придут к нему два ангела Мункар и Накир, которые зададут ему вопросы о том, кто его Господь и кто Пророк Его, а также какова его религия.
Эти ангелы оставляют в могиле наслаждаться покоем до Дня Воскресения тело умершего праведника или верующего над которыми смилостивиться Аллах. Если же человек был грешником, то его подвергают наказанию давлением, которое мучительно для умершего. Неверующим достаются в наказание и другие страшные муки. В Коране это описано так: «Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и по спинам со словами: «Вкусите мучения от обжигающего Огня!» (сура Аль-Анфаль (Трофеи), 50-й аят).
Мучения в могиле
В зависимости от того, какие земные деяние были у умершего человека – праведные или греховные – для него могила покажется либо садами райскими, либо адскими ямами.
Могила в Исламе является чем-то вроде чистилища в Христианстве, местом где будет определено для умершего, чего он заслужил на протяжении своей земной жизни – наказание, и тогда могила станет для умершего преддверием Ада, или награду, и тогда могила станет для умершего преддверием Рая. Для такого верующего, который имел определенные грехи, но искренне верил в Аллаха, ангелов, Священные Писания, божьих посланников, в жизнь после смерти, то за его земные грехи он может получить наказание в могиле, а когда эти грехи он искупит, то сможет войти в Рай.
Смерть всего сущего перед Судным днем
С понятием смерти в Исламе связано также такое понятие, как признаки Конца Света, которые возникнут также неожиданно, как и сам Конец Света. Об этом сказано в хадисе, что наступление его будет таким внезапным, что два человека, расстеливших ткань, не успеют ни продать её, ни купить, ни свернуть, и когда настанет Час этот, человек надоивший молока своей верблюдицы и унёсший его, не успеет его выпить, и когда настанет Час этот, человек, укрепляющий свой водоём, не успеет напоить из него своих верблюдов, и когда настанет Час этот, человек поднёсший ко рту кусок пищи, не успеет съесть его.
К моменту Конца Света всех верующих Всевышний заберет к себе, и они не станут свидетелями этого ужасного зрелища.
В День Конца Света Исрафил, один из самых главных ангелов, затрубит в свой огромный Рог «Сур», подобный величине неба и земли, и этим возвестит Конец Света. Это будет страшный звук, он разнесется на весь мир, и при звуке этом ужас настигнет все живое в мире – страх зверей и людей перед друг другом полностью затмит их ужас перед звуками этого Рога.
Воскрешение после смерти
Когда же наступит Судный день (киямет), Вселенная разрушится, а люди, которые умерли, воскреснут и предстанут для суда перед Всевышним Аллахом, тогда состоится высший справедливый суд Аллаха, грешников будет ждать наказание, а праведных мусульман будет ждать вечное блаженство. В Священном Коране написано, что в день Воскресения, день самой большой катастрофы люди вспомнят все свои труды: «Когда же наступит Величайшее бедствие (День воскресения), в тот день человек вспомнит о том, в чем он усердствовал, и Ад будет ясно виден тем, кто будет видеть. Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай». (сура Ан-Назиат | Исторгающие, аяты 34-41).
О том, когда именно наступит День Страшного Суда, не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха: «Тебя спрашивают о Часе: «Когда же он настанет?» К чему тебе упоминать об этом? (Какая польза тебе и им от того, что мы возвестим о сроке наступления Судного дня?) Только твой Господь ведает об этом» (сура Ан-Назиат | Исторгающие, аяты 42-44).
В долине, где соберутся все верующие, будет стоять такая жара, что укрыться от нее будет негде, и все собравшиеся будут испытывать сильные мучения от жары, настолько, что будут желать смерти.
Суд на человечеством
После этого состоится допрос, для которого появятся ангелы со свитками в руках, и в этих свитках будут учтены все деяния человека. Каждому в руки будет дан его свиток, и каждый будет читать в нем о своих деяниях, и так он узнает, куда попадет, хочет он этого или не хочет. Не будут допрошены в тот день только пророки и особая категория верующих. Кающимся и не разглашающим о своих грехах при жизни мусульманам будет сказано Всевышним Аллахом: «Вы скрывали ваши плохие деяния, просили прощения, и Я скрыл ваши грехи на этом свете».
Следующее, что придется пережить после смерти верующему – это перейти мост «тоньше волоса и острее кинжала», который называется Сират. Этот мост ведет в Рай и проходит над адской пропастью. Каждый верующий в зависимости от своих деяний в земной жизни или сможет пройти легко этот мост, или преодолеет его с большими трудностями, и если человек хочет преодолеть этот мост легко, то ему следует быть праведником при жизни.
Те люди, кто после смерти по Исламу попадет в Рай (Аль-Джаннат), останутся там и навсегда пребудут вечно молодыми в возрасте тридцати трех лет. Те же, кто попадет в Ад (Нар), испытают страдания и мучения в великом огне. Вечно в аду в мучениях останется только две категории людей – лицемеры и неверующие. Остальные же отбудут в Аду срок соразмерно своим грехам, а когда они его отбудут, они попадут в Рай и там останутся навечно.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Знает ли человек что он умирает в исламе
Знают ли покойные о том, что их посещают живые?
Что касается первого вопроса (знают ли покойные о том, что их посещают живые) – да, они знают об этом.
«Не бывает такого, чтобы кто-либо проходил мимо своего брата-мусульманина, знакомого ему в этом мире, дав ему салам, без того, чтобы он узнал его и ответил ему». Абу Мухаммад Абдуль-Хакк, рахимахуллах, сказал, что хадис достоверный.
Также Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, в разделе «Аль-Кубур» приводит по цепочке от Мухаммада ибн Кудама аль-Джавхари, от Маана ибн Исы аль-Каззара, от Хишама бин Саада, от Зайда бин Аслама, что Абу Хурайра сказал:
«Когда кто-либо, проходя мимо могилы человека, которого он знал, дает ему салам, тот отвечает ему и узнает его. Когда он, проходя мимо могилы человека, которого он не знал, дает ему салам, тот тоже отвечает ему».
Об этом также передают от Мухаммада бин Васиа, рахимахуллах, который сказал: «До меня дошло, что покойные знают о своих посетителях в пятницу за день до этого и за день после этого».
Также приводят от Даххака, рахимахуллах:
«Кто посетит могилу в субботу до восхода солнца, покойный узнает о его посещении».
Его спросили, из-за чего это [происходит].
Он ответил: «Из-за того, что этому предшествовал пятничный день».
Знают ли умершие о состоянии живых и о том, что живые говорят о них?
«Поистине, ваши деяния выставляются перед вашими покойными родственниками и вашим родом, и если они будут хорошими, те радуются, а если другими, то они просят: «О Аллах, не умерщвляй их, пока не наставишь, как Ты наставил нас»».
Абу Давуд ат-Таялиси, рахимахуллах, привел в своей книге «Аль-Муснад» слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение, переданные от ас-Салта бин Динара, от аль-Хасана, от Джабира ибн Абдуллаха, разы Аллаху анхум:
«Поистине, ваши деяния выставляются перед вашими родом и родственниками в их могилах, и если эти деяния будут хорошими, они радуются, а если другими, они говорят: «О Аллах, внуши им, чтобы они занимались поклонением Тебе»».
Ат-Табарани, рахимахуллах, рассказывает в книге «Аль-Авсат», что Маслама бин Али, рахимахуллах, передал (но он слабый передатчик), что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:
«Поистине, когда погибает душа верующего, её принимают обладатели милости из рабов Аллаха, так же, как и вы встречаете приносящего хорошую весть из мирских жителей. Затем они говорят: «Обратите ваше внимание на вашего друга, чтобы он отдохнул, ибо он в глубокой печали». Затем они спрашивают его о некоторых людях: чем занялся этот, а что сделала та, вышла ли она замуж. И если они спрашивают его о человеке, который умер до него, он говорит: «Как же, поистине, тот умер еще до меня». Тогда они говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Его берут и относят к его матери «аль-хавия» – адской пропасти, какая же плохая эта мать и воспитательница!»
И он сказал: «Поистине, ваши деяния выставляются перед вашими родственниками и вашим родом из обитателей ахира (потустороннего мира), и если они будут хорошими, те радуются и веселятся, говоря: «О Аллах, это Твое достоинство и Твоя милость, так заверши же ему Твои блага и умертви его в таком состоянии». И также перед ним выставляют плохого их родственника, и тогда они говорят: «О Аллах, внуши ему возможность совершать благие деяния, которыми Ты будешь доволен и благодаря которым он приблизится к Тебе».
Также об этом рассказал Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, в книге «Аль-Манамат» от Мухаммада бин Хусайна, от Абдуллаха бин аль-Мубарака, от Савра бин Язида, от Абу Рахма, от Абу Аййуба, разы Аллаху анхум: «Ваши деяния выставляются перед вашими покойными, и если они увидят хорошие поступки, они радуются и веселятся, а если они увидят плохие поступки, они говорят: «О Аллах, верни же их к хорошему».
Ат-Тирмизи аль-Хаким, рахимахуллах, в книге «Навадир аль-усул» рассказывает хадис от Абдуль-Гафура бин Абдуль-Азиза, от его отца от его деда, разы Аллаху анхум, которые передают, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:
«Все деяния выставляются перед Аллахом в понедельник и в четверг, также они выставляются перед пророками и перед отцами и матерями в пятницу, и тогда они радуются их хорошим деяниям, и их лица еще больше белеют и сияют, поэтому бойтесь Аллаха и не вредите вашим покойным».
Рассказывает Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, в книге «Аль-Манамат», что передано от аль-Касима бин Хишама и Мухаммада бин Ризкуллаха, от Яхъи бин Салиха аль-Ваххази, от Абу Исмаила ас-Салули, от Малика бин ад-Даа, от ан-Ну’мана бин Башира, разы Аллаху анхум, который слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил:
«Бойтесь Аллаха из-за ваших братьев из тех, кто в могиле, ибо, поистине, ваши деяния выставляются перед ними».
Он также рассказал от Абдуллаха бин Шабиба, от Абу Бакра бин Шайба аль-Хизами, от Фалиха бин Исмаила, от Мухаммада бин Джа’фара бин Аби Касра бин Зайда бин Аслама, от Абу Салиха и аль-Макбири, от Абу Хурайры, разы Аллаху анхум, который передал со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение:
«Не позорьте ваших покойных своими плохими поступками, ибо, поистине, они выставляются перед вашими опекунами из тех, кто в могиле».
Также он рассказал от аль-Хасана бин Абдуль-Азиза, от Амра ибн Аби Салама, от Саида бин Абдуль-Азиза, от Билала бин Абу Дарда’, разы Аллаху анхум, который слышал, как Абу Дарда’ говорил:
«О Аллах, поистине, я прошу, чтобы Ты защитил меня от того, чтобы меня возненавидел мой дядя Абдуллах бин Раваха, когда я встречусь с ним».
Также он рассказал от Абу Хишама, от Яхъи бин Ямана, от Абдуль-Ваххаба бин Муджахида, от его отца, разы Аллаху анхум, который сказал, что, поистине, ему передают радостную весть о том, что его сын после него ведет себя хорошо, чтобы он обрадовался этому.
Слышит ли умерший людские разговоры, их похвалу в его адрес и высказывания о нем?
Имам Ахмад в «Аль-Муснад», аль-Марвази в разделе «Аль-Джанаиз», Ибн Аби Дунья и другие, рахимахумуллах, приводят от Абу Амра аль-Икди, от Абдул-Малика бин аль-Хасана аль-Мадани, от Са’да бин Амра бин Сулайма, от Муавията или от сына Муавията, от Абу Саида аль-Худри, разы Аллаху анхум, который сказал со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение:
«Поистине, покойник знает, кто моет его, и кто несет его, и кто помещает его в могилу». Этот хадис привел и ат-Табарани в книге «Аль-Авсат» по другой цепочке от Абу Саида.
Ибн Аби Дунья, а также Суфьян ас-Саври и другие, рахимахумуллах, приводят хадис с таким же смыслом со своими иснадами от Амра бин Динара и от Бакра бин Абдуллаха аль-Музани, разы Аллаху анхум.
Также Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, рассказал от Сурайджа бин Юнуса от Убайды бин Хумайда, от Аммара, от Салима бин Абиль-Да’да, разы Аллаху анхум, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Поистине, душа находится у ангела, когда тело его моют, и, поистине, ангел отправляется с ним в могилу, и когда засыпают его землей, он вводит душу в него, и его начинают допрашивать».
Он также рассказал от аль-Хусайна бин Амра аль-Кураши, от Абу Давуда аль-Хифри, от Суфьяна, от А’маша, от Абдуррахмана бин Зияда, от Абдуррахмана бин Аби Лайла,разы Аллаху анхум, который сказал:
«Душа бывает у ангела. Он ходит с телом покойного и говорит: «Слушай, что говорят тебе». И когда тот доходит до своей могилы, он хоронит ее вместе с ним».
Где пребывают души?
Вот, что я смог найти по этому поводу.
Передает имам Малик, рахимахуллах, в книге «Аль-Муватта’» от Шихаба, от Абдуррахмана бин Ка’ба бин Малика, чей отец Ка’б бин Малик, разы Аллаху анхум, что, поистине, рассказывал Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:
«Поистине, душа верующего человека – это птица, которая сидит на дереве в Раю до тех пор, пока Аллах не вернет ее в свое тело, когда Он воскресит его». Это достоверный хадис, его передали имам Ахмад и ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» с хорошим иснадом от Умму-Хани, от Шафии, от Малика, а также Насаи и другие.
Ахмад и ат-Табарани рассказывают в книге «Аль-Кабир» с хорошим иснадом от Умму-Хани, что, поистине. она спросила Посланника Аллаха, мир ему и благословение:
«Можем ли мы посещать друг друга, когда мы умираем, и можем ли мы видеть друг друга?»
И тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Душа бывает птицей, которая сидит на дереве, и когда наступает Судный день, каждый нафс (душа) входит в свое тело».
Имам Муслим, рахимахуллах, и другие приводят в хадисе-марфу’ от Абдуллаха бин Масуда, да будет доволен им Аллах, о том, что души шахидов у Всевышнего Аллаха находятся как бы внутри птиц, и когда захотят, они могут летать над реками Рая, а затем возвращаются в светильники под Аршем.
Также Ахмад, Абу Давуд, аль-Хаким, рахимахумуллах, и другие приводят с достоверной цепочкой от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда ваши друзья погибли при Ухуде, Аллах поместил их души внутри зеленых птиц, которые прилетают к райским рекам, едят растущие там плоды и возвращаются в светильники из золота под тенью Арша».
Также приводят Ахмад и Абд, рахимахумуллах, в книгах «Аль-Муснад», а также ат-Табарани, рахимахуллах, с хорошей цепочкой от Махмуда бин Лабида, от Ибн Аббаса в хадисе аль-марфу’:
«Шахиды пребывают на холме у реки возле ворот Рая под зеленым куполом, к ним приносят их пропитание из Рая утром и вечером».
Ат-Табарани, рахимахуллах, рассказал от Абу Зур’а ад-Димашки, от Абдуллаха бин Салиха, от Дамрата бин Хабиба, что, когда Пророка, мир ему и благословение, спросили про души верующих, он сказал: «Они в зеленых птицах и гуляют в Раю, где хотят». Тогда они сказали: «О Посланник Аллаха, а души неверующих?» Он сказал: «Они в Аду». Это хадис-мурсаль.
«Дети верующих людей пребывают на холме в Раю, их опекают [Пророк] Ибрахим и [его супруга] Сара, и так будет до тех пор, пока их не вернут к своим отцам в Судный день». Аль-Хаким сказал, что хадис достоверный.
Приводят аль-Байхаки, в книге «Ад-Далаил», Ибну Аби Хатам и Ибну Иардавайхи, рахимахумуллах, в их книгах толкований Корана и другие по линии Абу Мухаммада аль-Хамани, от Абу Харуна аль-Абди, от Абу Саида аль-Худри, разы Аллаху анхум, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:
«Мне принесли ми’радж (лестницу), по которой проходят души детей Адама, и никто из творений Аллаха не видел ми’радж лучше того, что видел я. Я видел, как покойный пробивал свой путь глазами, упираясь в небо, – таково было его удивление от ми’раджа. Затем я поднялся вместе с Джибрилом, он попросил разрешения войти через небесные ворота, и мы вошли, и я увидел Адама (алейхи салям), которому показывали души его потомков верующих, и он говорил: «Хорошая душа и хороший нафс, поднимите его на иллиййин». Затем ему показали души грешников из его потомков, и тогда он сказал: «Плохая душа и плохой нафс, отправьте его в сиджжин»».
Абу Наим аль-Асбахани передал от Ахмада бин Ибрахима аль-Кайала, от Мусы бин Шуайба Абу Имрана ас-Самарканди, от Мухаммада бин Сухайла, от Абу Мукатила ас-Самарканди, от Абу Сахля Хишама бин Миска, от Хасана, от Абу Хурайры, разы Аллаху анхум, который сказал со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение: «Поистине, души верующих находятся на седьмом небе, и они смотрят на свои места в Раю».
Это хадисы, которые я смог собрать из тех, что относятся к уровню марфу’.
А что касается хадисов аль-мавкуф, то Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, рассказал от Мухаммада бин Раджи, от ан-Надра бин Шамиля, от Хаммада бин Салама, от Али бин Язида бин Джадана, от Юсуфа бин Махрана, от Ибну Аббаса, от Али бин Аби Талиба, разы Аллаху анхум, который сказал: «Самое ненавистное для Аллаха место на земле – это долина, которая называется Бархут. Там находятся души неверующих».
Приводят аль-Байхаки в разделе о воскрешении и Ибну Аби Дунья, рахимахумуллах, в разделе о снах от Саида бин аль-Мусаййаба, что однажды встретились Салман аль-Фариси и Абдуллах бин Салам, разы Аллаху анхум, и один из них сказал другому:
«Если ты раньше меня встретишься с твоим Господом, ты расскажи мне, с чем ты встретился». «А разве живые могут встретиться с умершими?» – спросил другой. Первый ответил: «Да. Что касается верующих, то их души в Раю, и они могут ходить там где угодно».
«Души неверующих собираются в Джабияте».
Аль-Байхаки, рахимахуллах, приводит от Ибну Аббаса, от Ка’ба, разы Аллаху анхум, который сказал:
«В Раю аль-Ма’ва есть зеленые птицы, к ним поднимаются души шахидов, и они гуляют в Раю. Что касается душ неверующих, то они в черных птицах отправляются в Ад и гуляют там. А дети мусульман – в райских воробьях».
Абу Наим, рахимахуллах, приводит в книге «Аль-Хилят» от Вахба бин Мунаббиха, который сказал:
«У Аллаха на седьмом небе есть дом под названием Байдаа (Белый), там собираются души верующих. И когда кто-то из земных обитателей умирает, те души встречают его и спрашивают о новостях на земле, как спрашивает семья того, кто находился в пути, когда он возвращается к ним».
«До меня дошло, что души верующих свободны и они могут идти куда захотят».
Так же было сказано выше в хадисе Абу Аййуба у Табарани, рахимахуллах, и в хадисе Умму Бишр у него же, и в асаре Вахба у аль-Байхаки, рахимахуллах.
Ибну Аби Дунья передал от Мухаммада бин Абдуллаха бин Базига бин аль-Бара’ бин Ма’рур,а от Фудайла бин Сулаймана ан-Намири, от Яхъи бин Абдуррахмана бин Аби Лабиба, от его деда, разы Аллаху анхум, который говорит:
«Когда умер Бишр, его матери было очень тяжело, и она сказала: «О Посланник Аллаха, не перестают гибнуть те, кому суждено погибнуть из племени Бану Салама. А могут ли покойные узнать друг друга, чтобы я могла отправить салам Бишру?» Тогда он, мир ему и благословение, сказал: «Да, клянусь Тем, кто обладает моей душой, поистине, они узнают друг друга, как птицы узнают друг друга на вершине дерева». И когда был при смерти кто-либо из племени Бану Салама, всякий раз к нему приходила Умму Бишр и говорила: «О такой-то, салам тебе». Он отвечал: «И тебе салам». И тогда она говорила: «Передай салам Бишру».
Также имам Ахмад, рахимахуллах, передает в своей книге «Муснад» от аль-Хасана от Ибну Лахи’ от Дарраджа от Исы бин Хилала ас-Садафи от Абдуллаха ибн Амра, разы Аллаху анхум, который сказал со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение:
«Поистине, две души верующих в действительности встречаются еще на расстоянии целого дня, даже если они вообще никогда не видели друг друга».
«Поистине, когда верующий умирает и видит то, что видит [умирающий], он начинает желать, чтобы его душа вышла из тела. Аллах тоже любит, когда Он встречается с верующим. И, поистине, душа верующего поднимается на небо. И когда она поднимается на небо, к ней подходят души верующих и расспрашивают ее о знакомых из обитателей земли. Когда он говорит: «Я оставил такого-то на земле», им это нравится, а когда он говорит, что кто-то умер, они говорят: «Его не привели сюда».
«Когда умирает кто-либо, его встречают души и расспрашивают его, как спрашивает путник, что было с этим и что стало с тем».
Также передают от Хасана, что, когда верующий умирает, к нему приходят 500 ангелов, чтобы взять его душу.
Они поднимаются с ним на земное небо, и там его встречают души верующих, желая расспросить его, и тогда ангелы говорят: «Будьте повежливее с ним, ибо он вышел из большой печали». Тогда кто-то из мужчин спрашивает его о брате или о друге.
Также приводят от Саида бин Джубайра, что, когда покойный умирает, его встречает его сын, как встречают пропавшего.
Также передают от Сабита аль-Банани, который сказал:
«Поистине, когда покойный умирает, его окружает его покойная семья и родственники, которые умерли до него. И он больше радуется им, чем радуется семья, когда к ним приезжает их родственник, который был в отъезде».
Допрашивают ли шахида?
Аль-Куртуби, рахимахуллах, привел в доказательство хадис Муслима, рахимахуллах, который говорит, что Пророка, мир ему и благословение, спросили: подвергают ли шахида испытанию, на что он ответил:
«Достаточно как испытания, что над его головой сверкали мечи».
По словам аль-Куртуби, рахимахуллах, это означает, что допрос в могиле существует для того, чтобы отличить искренне верующего от лицемера, а то, что шахид держался под блеском мечей и не переметнулся к неверующим, – самое большое доказательство его искренности в вере.
Допрашивается ли ребенок?
Оба этих мнения привел Ибн Каййим, рахимахуллах, в книге «Ар-Рух». Ан-Навави, рахимахуллах, в своих книгах «Ар-Равда» и «Шархул мухаззаб» пишет, что талкин после смерти – это особенность для совершеннолетнего, а что же касается маленького, несовершеннолетнего, то ему не делают талкин.
Следовательно, ан-Навави, рахимахуллах, склоняется к тому, что его (несовершеннолетнего ребенка) не допрашивают.