зона актуального развития что это

В семьях с маленькими детьми некоторые родители все равно задаются вопросами развития и воспитания. Малыши, посещая детский сад, в коллективе получают необходимые умения и знания. Навыки формируются благодаря целенаправленной и систематической работе воспитателя.

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

Зона актуального развития – это один из важнейших элементов обучения для любой личности. Статья как раз посвящена данному феномену, который ввел советский ученый Л. С. Выготский. Он первым стал рассматривать развитие детей с двух сторон, а его теория и сегодня остается актуальной.

Что означает термин?

Понятие зоны актуального развития сложилось из представлений о том, какими знаниями и умениями должны обладать дети на определенном этапе. Это те задания, которые ребенок вполне способен выполнить самостоятельно. Если говорить о младшей группе детского сада, то это определение цвета, размера и формы предметов. То есть зону актуального развития можно назвать своеобразным резервом умений.

Определения

Зоной актуального развития (ЗАР) называют тот комплекс умений и знаний, которыми ребенок владеет в совершенстве. Это сформированные психические функции, которые позволяют выполнять задачи без посторонней помощи.

Рядом с этим термином всегда идет другое понятие – зона (или область) ближайшего развития (ЗБР). Это все то, что ребенок способен выполнить при помощи или под контролем взрослого.

Детки растут и научаются очень быстро. Поэтому то, что сегодня не получалось, завтра уже может выполняться безукоризненно. Этот как раз тот случай, когда ЗБР переходит в ЗАР. Тогда для малыша открываются новые возможности в развитии.

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

Примеры

Чтобы определения стали более понятными, разберем их на конкретных примерах.

Трехлетний ребенок может легко надеть колготки. Но вот вывернуть их с изнанки или найти у них лицевую сторону получается не всегда. Умение надевать самостоятельно будет входить в область актуального развития. Способность находить лицевую сторону или выворачивать колготки при помощи подсказок родителей относится к зоне ближайшего развития.

С обувью та же самая история. В три года малыши только учатся различать правый и левый ботинки. Это ЗБР, поскольку уже через несколько объяснений он будет справляться с этой задачей сам (и это уже станет ЗАР). А вот учить кроху завязывать шнурки в этом возрасте нет смысла. Мелкая моторика на этом этапе еще недостаточно развита. Поэтому шнурование в три года не будет даже входить в область ближайшего развития.

Еще один самый простой пример – это катание на велосипеде. Когда родители поддерживают малыша, идут с ним рядом или прикручивают дополнительные два колеса – это ЗБР. Когда ребенок не боится и уверенно едет на велосипеде сам, то этот навык переходит в ЗАР.

Концепция Выготского

Советский ученый Лев Семенович Выготский считал, что формирование знаний и умений у подрастающего человека складывается из двух составляющих: области ближайшего и зоны актуального развития. По Выготскому, именно эти феномены участвуют в становлении личности.

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

Термины кардинально отличаются друг от друга. Одна зона нацелена на будущее, а другая отвечает за настоящее. Уровень ближайшего развития предопределяет еще не созревшие функции, но находящиеся на стадии формирования. Их можно сравнить с почками или цветами. Область актуального развития характеризует итоги обучения, успехи ребенка на вчерашний день. А ЗБР показывает умственное созревание на завтра. Так ученый видел эти феномены.

Выготский считал, что обучение должно быть опережающим. То есть подаваемый материал должен несколько обгонять развитие. Задания не должны быть очень простыми или слишком сложными, чтобы малыш не делал одно и то же или не «топтался на месте». Для ребенка обучающий материал должен быть понятным, но в то же время он должен являться открытием.

Сенситивные периоды развития

Зоне ближайшего и актуального развития соответствуют сенситивные периоды. Это возрастные интервалы, при прохождении которых ребенок наиболее чувствителен к специфическим изменениям. Их важно учитывать, чтобы сделать правильный выбор обучающих материалов.

Мария Монтессори выделяет шесть главных сенситивных периодов в развитии детей:

1. От рождения до шести лет идет развитие речи. Малыши делают попытки говорить, изучают буквы, звуки, слоги, получают навыки письма и чтения.

2. От рождения до трех лет наступает период восприятия порядка. Дети на этом этапе понимают, что все должно быть на своих местах, в аккуратном виде. Также малыши знакомятся со своим и чужим распорядком дня.

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

3. От рождения до шести лет – это время сенсорного развития. В этом возрасте ребенок тренирует умение слышать, видеть, ощущать вкус, запах, различать предметы на ощупь. Конечно, в зону актуального развития это переходит естественным путем. Но психологи для большего успеха рекомендуют делать специальные упражнения.

4. От полутора до шести лет дети учатся восприятию маленьких предметов. Это самое лучшее время для развития мелкой моторики.

5. От года до четырех лет – это сенситивный период развития действий и движений. На этом этапе ребенок научается чувствовать и понимать свое тело.

6. От двух до шести лет дети получают социальные навыки. Они учатся общаться, запоминают правила и нормы поведения, принятые в обществе.

Формирование навыков

Если специально не заниматься развитием малыша, то он долго будет находиться на одном уровне. Чтобы перейти на другой этап, ребенку придется справиться с заданием, которое раньше было не по силам. Полученные знания должны стать не просто информацией, а индивидуальным умением. Но для успешного усвоения материала, как считают психологи, ребенок должен в процессе обучения испытывать позитивные чувства и эмоции.

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

Повторение – мать учения

Чтобы обучение давало максимальные результаты, развитие малыша должно протекать планомерно. Занятие обязательно должно быть связано с предыдущим уроком, иначе эффективность будет низкая. Допустим, дети изучили букву «а». На следующем занятии будет целесообразно сначала повторить пройденный материал и только тогда двигаться дальше.

Область ближайшего и зона актуального развития – понятия хоть и разные, но все равно всегда должны быть в гармоничном соотношении. Новые знания зачастую являются лишь дополнением старых, поэтому расширяют известную информацию. Повторение ранее изученного материала сформирует более полный взгляд на тот или иной предмет.

Выготский считал, что сосредоточенность на уже имеющемся достижении поможет сформировать новое умение. Поэтому занятия для ребенка должны носить накопительный характер.

Чтение для развития

Пожалуй, книга является самым полезным источником знаний. Когда малыш только начинает разбирать слоги и слова, происходит мощнейшая активация мозговой деятельности, обусловливающей формирование успехов. Книга способствует становлению всех познавательных процессов. Когда оно еще находится в зоне ближайшего развития, родители помогают малышу прочесть сказку. В такие моменты между ними усиливается доверие.

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

Не каждый ребенок легко осваивает чтение. Это действительно трудоемкое занятие, требующее больших волевых усилий. Сначала лучше изучить гласные буквы, чтобы малыш прочувствовал их вокальность. И только потом можно переходить к согласным. Если ребенок не путается в буквах, можно приступать к чтению слогов и слов. Но психологи рекомендуют подходить к чтению книг через письмо, ведь им овладеть намного проще.

Развитие тела

Зона актуального развития характеризуется тем, что ребенок может выполнить самостоятельно. Для самых маленьких детей это умение ползать, стоять на ножках, ходить, держать ложку, плавать и многое другое. В освоении всех этих навыков могут сильно помочь физические упражнения. Они развивают мускулатуру, улучшают иммунитет и повышают настроение.

Главное в получении нового умения – это не торопиться. Действия должны быть планомерными и постепенными. Если это обучение езде на велосипеде, то начать стоит с понимания равновесия. Для этого прикручивают дополнительные колесики, или управление рулем берет взрослый. Более старших детей просят просто походить с велосипедом. Постепенно умения расширяются, пока ребенок не начнет ездить самостоятельно, а навык не перейдет в зону актуального развития. Это будет настоящим успехом для малыша.

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

Развитие мелкой моторики

Это еще один важный аспект для становления личности, как укрепление тела или умение читать. Мелкая моторика очень благотворно влияет на активизацию умственной деятельности. Это может быть рисование на бумаге или песке, лепка, создание аппликаций, игры с мелкими предметами и многое другое.

Если малыши недавно изучали в детском саду домашних животных, то лучше попросить ребенка нарисовать или слепить из пластилина понравившегося представителя. Не стоит давать конкретное задание (изобразить, к примеру, собачку). Это ограничит фантазию ребенка и задержит прогресс.

Зона актуального развития – это целенаправленные действия с опорой на имеющиеся навыки. Если их использовать конструктивно, то можно очень эффективно расширить границы познания ребенка.

Источник

Зона ближнего и актуального развития

Родители, занимаясь со своим ребенком, сами того не замечая, используют феномен зоны ближайшего развития (ЗБР). Каждый ребенок самобытен. Саморазвитие дошкольника субъективно и протекает с разной скоростью и степенью продуктивности.

Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Часто родители и педагоги некорректно ставят перед ребенком задачи. Неверно поставленные задачи не позволяют, в силу своей простоты, продвигаться малышу в саморазвитии, а то и вовсе остаются за гранью детского понимания.

Для дальнейшего благополучного развития малыша важно грамотно обозначить зоны актуального и ближайшего развития.

Практическое применение

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

Дети познают мир посредством наблюдения, подражания, присвоения опыта. Этот процесс связан со взаимодействием детей с окружающими их взрослыми и сверстниками, общением с ними, совместной деятельностью. Причем общение и взаимодействие играют значимую роль. Обучение человека успешнее и результативнее происходит в социуме, во взаимодействии с окружающими людьми.

Малыш при знакомстве с новыми понятиями, эмоциями, социальной ролью ничего не знает о них. Из этого следует, что все новое в жизни ребенка превалирует над уже имеющимися знаниями, умениями и возможностями. Этот путь от знакомого к незнакомому, от привычного к неизведанному малыш не в силах преодолеть в одиночку.

Сопоставление зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций, которые также зависят от взаимодействия с окружающими. Первостепенно они представляют собой нечто внешнее в отношении человека, однако впоследствии перетекают на уровень процессов, и человек использует их так, словно эти свойства — врожденные. Изначально психический процесс относится к зоне ближайшего развития, в дальнейшем — переходит в зону актуального саморазвития.

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

Понятие «зона ближайшего развития» в начале 30-х годов ХХ века ввел советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский. В книге «Мышление и речь» он отмечал:

«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают напрямую, а представляют собой два процесса, которые находятся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребенка от дрессуры животных.»

Зона актуального развития – способность работать самостоятельно

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

Согласно теории Л.С. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.

Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.

Главные принципы зоны актуального развития:

Малыш знаком с базовыми геометрическими фигурами и цветами. Он с легкостью укажет на зеленый кубик или желтый шарик. По просьбе взрослого положить голубые мячики в одну корзину, а белые – в другую, ребенок с легкостью справится с поставленной задачей без посторонней помощи. В случае, если малышу известны только лишь цвета, а с формой он абсолютно не знаком, в корзине окажутся голубые мячики, кубики, конусы. До тех пор, пока знание геометрических фигур не находится в зоне актуального развития, дошкольник не в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. В дальнейшем поставленную задачу можно усложнить. Необходимо попросить ребенка сложить в корзину красные и зеленые предметы, а в угол отложить конусы и кольца.

Вначале такие занятия будут способствовать закреплению приобретенных знаний, но не более того. Со временем малышу наскучит однообразие поставленных задач и у него возникнет желание в совершенствовании своих умений, познании нового. Для дальнейшего развития целесообразно перейти к следующему этапу, где вновь понадобится помощь наставника.

Зона ближайшего развития в представлении Л.С. Выготского

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это
Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) — это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в готовности мозга к определенной деятельности. Однако без посторонней помощи достигнуть результатов не представляется возможным.

Выделение двух зон в развитии дошкольника по Выготскому было сродни революции в педагогической науке. Изначально для выявления уровня обучаемости в расчет брались лишь те навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такое диагностирование не являлось полноценным. Для полной картины необходимо было определение дальнейших перспектив. Выдвинутая еще в 20 веке теория не утратила своей актуальности до настоящих дней.

Позиции общения

Из ранее изложенного следует, что дошкольник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей малыша. Это является показателем зоны его ближайшего развития.

К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи. Указанные примеры являются свидетельством существования различных по величине зон ближайшего развития.
Выделяют 5 позиций общения:

Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если малыш не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

Использование теории зон развития

Теория зоны ближайшего развития Л.С. Выготского с практической точки зрения характеризуется следующим образом: действия, выполняемые ребенком с помощью взрослого, являются залогом его взросления в ближайшем будущем. И чем обширнее спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала малыша.

Подобный симбиоз затрагивает все области саморазвития малыша. Родители, при выборе игр и заданий, должны основываться на интересах и предпочтениях своего ребенка, корректировать уровень сложности предоставляемого материала. Они должны строить свою линию поведения не с позиции строгого наставника, а с позиции помощника, сотрудника. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции.

Рассмотрим пример. Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово. Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми

При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала. Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв. Обучение должно проходить в соответствующем ритме.

Полезные советы для родителей

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

Нижеприведенные рекомендации помогут вам повлиять на изменения в зоне ближайшего развития ребенка.

Заключение

В заключении стоит отметить, что человек независимо от возраста сталкивается с «сопротивлением материалу». Новый материал, на первый взгляд, кажется сложным, нелогичным, трудно запоминаемым. Однако на протяжении периода обучения все трудности остаются позади. После человек недоумевает, почему материал ранее был не понятен. Вывод: произошло устранение сопротивления. Ребенку в период научения намного сложнее, чем взрослому. У детей еще не сформировано «умение учиться». Только родители способны помочь своему чаду справиться с этими трудностями!

Источник

Консультация «Что такое ЗАР и ЗБР?»

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это Екатерина Литовченко
Консультация «Что такое ЗАР и ЗБР?»

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

И это является одним из выдающихся открытий, которые используются в современной науке для индивидуализации и гуманизации обучения. Педагог призван стоять лицом к ребенку и основываясь на его актуальных умениях, развивать и обучать ребенка.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок заинтересован выполнить, но пока не может без помощи взрослых. По другому говоря когда умение переходит в зону актуального развития, для ребенка открываются новые возможности.

Каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это важно понимать! То с чем он справился почти «самостоятельно», является его личной победой и переходит уже в актуально развитие.

Пример! Мама девочки и мама мальчика, мама девочки подсказывает и помогает, мама мальчика просто подняла его на стул.

В первом случае, мама помогает ребенку, но не выполняет за него задачу, а стимулирует его познавательную деятельность, позволяя ему достигнуть победы, самому! И это уже будет его личное достижение! А все что мы переживаем в сильном эмоциональном состоянии навсегда остается нашим личным занием. Во втором случае, ребенок приобретает знание. что мама это его путь к достижению цели, это в какой то мере, лишает его в будущем самостоятельности и тормозит его развитие

Иногда родители дарят детям игрушки чуть опережающие его развитие, т. е. они пока не попали в его зону ближайшего развития, но не стоит расстраивается, придет и для этого время.

Пример! Дорогая игра, расчитанная на более старший возраст, подаренная ребенку, у которого пока еще присутствует манипулятивная игра, скорее всего будет валяться в стороне, а ребенок увлечется яркой коробкой. И в этом возрасте малышу гораздо интереснее строить башни, например, из кубиков. Безусловно дарить игрушки чуть опережая возраст, возможно, и это, в какой то степени стимулирует ребенка к развитию. Но в этом случае, конечно, взрослый становится необходимым участником игры.

Итак, зона ближайшего развития – это то, что сегодня ребенок не умеет делать, но охотно делает с помощью взрослого. И наша задача сделать это его личным достижением.

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что этоИтоговое занятие во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний. Задачи: 1. Обучающая: • Формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект открытого НОД в средней группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Солнышко» г. Новоузенска Саратовской области Конспект открытого НОД.

Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» с элементами театральной игры Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» с элементами театральной игры Цель: формирование представлений о том, что такое хорошо.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного Возраста. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать формированию разнообразных.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Составление рассказа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цели: — связная речь: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать.

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что этоКонспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательный задачи: 1. Учить детей разбираться.

Консультация для родителей в первой младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Консультация для родителей в 1 младшей группе на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и.

Источник

Зона актуального развития что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

зона актуального развития что это. Смотреть фото зона актуального развития что это. Смотреть картинку зона актуального развития что это. Картинка про зона актуального развития что это. Фото зона актуального развития что это

Аннотация: Не каждая мама знает, что такое зона ближайшего развития, хотя на практике почти все родители на занятиях пользуются этой концепцией.

Статья:

Не каждая мама знает, что такое зона ближайшего развития, хотя на практике почти все родители на занятиях пользуются этой концепцией. Вы знаете, что ребенок может сделать самостоятельно, даете ему задание и не вмешиваетесь со своим руководством. Через некоторое время хвалите за хороший результат, деликатно указываете на ошибки и на основе уже закрепившихся навыков разбираете следующую тему. Вскоре новые задачи и примеры, которые ваш маленький ученик мог решить только при помощи взрослых, становятся понятными, и он уже может справиться с ними сам. Так в упрощенном виде и выглядит теория Л. С. Выготского.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.

Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.

Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек. Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.

Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.

При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – СПОСОБНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО

Когда ребенок полностью усвоил пройденный материал, этот навык переходит на актуальный уровень развития. Такое умение дает широкий простор для творчества, фантазии, решения различных задач, только развитие малыша ограничивается прежним барьером. Чтобы не топтаться на месте, нужно дать ребенку новую информацию. Способность к усвоению незнакомого, но тесно связанного с предыдущими знаниями материала определяет потенциальные возможности ученика.

Л. С. Выготский является автором понятия «Зона ближайшего развития». Он назвал этот показатель уровнем формирования навыков, проявляющихся в совместной деятельности с взрослым человеком и не действующих при самостоятельных занятиях. Автор считал, что обучение только тогда дает результаты, когда опережает развитие, – именно такие требования к созданию программ для индивидуального обучения должны стать приоритетными.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в том, что мозг готов к определенной деятельности, но без помощи наставника дело не сдвинется с места. В качестве иллюстрации ученый описал эксперимент с двумя восьмилетними мальчиками. Сначала им дали решить задачу, соответствующую их возрасту, – дети справились с решением. Потом им предложили выполнить более сложные задания под руководством взрослого. Один ученик справился с работой для детей 9 лет, другой – 12. Выготский сделал вывод, что потенциал одного мальчика опережает его существующее развитие на год, а у второго на 3 года. Двухлетняя разница между их возможностями может реализоваться во внеклассной работе, участии в работе исследовательских кружков и факультативов.

Деление развития на 2 зоны по Выготскому произвело настоящий переворот в педагогике. Прежде для определения уровня способности к учению использовались только навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такая диагностика не дает полной картины, нужно определить дальнейшие перспективы. Дошкольник может совершенно не ориентироваться в циферблате, поскольку все его окружение пользуется исключительно электронными часами. На этом основании нельзя утверждать, что он отстает от сверстников. Если ученик имеет понятие о времени и знает цифры, пара наглядных уроков решит проблему.

Созданная около века назад теория востребована до сих пор. Она вышла за рамки получения знаний и используется в других областях. Концепцию применяют и преподаватели, и тренеры, по телосложению определяющие перспективного спортсмена. Применяется эта система в психологии и социологии для определения способности детей контактировать с педагогом и одноклассниками. Дошкольник может иметь богатый багаж знаний и умений, который характеризует зону актуального развития как хорошо подготовленную основу. Но в учебном заведении он начнет резко отставать от одноклассников. Причина может крыться и в низком потенциале и в том, что ученик привык получать информацию только от мамы и не воспринимает то, что говорит учитель.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕОРИЮ ЗОН РАЗВИТИЯ?

С практической точки зрения концепцию зоны ближайшего развития Л.С. Выготского можно охарактеризовать так: то, что ребенок сейчас делает с помощью взрослого, является перспективой его развития в ближайшее время. И чем шире перечень этих совместных дел, тем больше малыш имеет возможностей раскрыть заложенный в него природой потенциал и способности.

Эти совместные занятия касаются всех сфер развития малыша.

Л.С. Выготский пояснял: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает» (цитата Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410).

Родителям надо наблюдать за интересами ребенка и подбирать упражнения и игры так, чтобы информация соответствовала развитию, была не слишком простой и не очень сложной. Мама не должна быть строгой учительницей, она не преподает, а сотрудничает с малышом. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции

Дошкольник изучил буквы, узнает их в любом цвете и размере, находит на вывесках, но не может прочитать даже самого короткого слова. Пора переходить к следующему уровню. Для начала возьмите слово или слог из 2 букв, например «да». Проводите занятие в виде игры, ученику должно быть интересно и радостно, иначе через 5 минут он все забудет. Скажите, что не слышите ответов на свои вопросы, можете только прочитать их. Дайте малышу карточки с буквами и спросите, хочет ли он конфету. Правильные ответы характеризуют положительную реакцию, ребенку подходит такая схема обучения.

Каждое занятие должно быть не намного сложнее предыдущего. Если после изучения букв сразу дать ребенку «Войну и мир», его интерес к чтению пропадет надолго. Постепенно, от этапа к этапу, ребенок научится и составлять слова, и читать их, тогда можно переходить к небольшим предложениям. Забудьте традиционное «Мама мыла раму», эта фраза не вызовет никаких эмоций. Развеселите маленького ученика смешным высказыванием, например, «Кукла мыла маму». Такие занятия вызовут интерес у ребенка, ему захочется прочитать еще что-нибудь. Вы кормите своего малыша, покупаете ему новую одежду вместо той, из которой он вырос, не забывайте подготовить необходимые материалы и для умственного роста.

Если дошкольник уже научился читать, но никак не хочет развивать дальше это умение, сыграйте с ним в перепутаницу. Возьмите 2 веселых стишка, по очереди мама читает строчку из одного, малыш из другого. Сочетания получаются настолько смешными, что ребенок сам станет просить поиграть еще раз.

ЧТО ИЗ ТЕОРИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО ПРИГОДИТСЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *