Этика мораль нравственность педагогическая этика что объединяет эти понятия
Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Основные категории педагогической этики
Ответы к экзамену по профессиональной этике.
1 Педагогическая этика как научная дисциплина. Предмет, функции, основные методы исследования.
Процесс формирования этики начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в период античности в Древней Греции, Индии, Китае.
В последствии Аристотель (384- 322 г.г. до н.э.), написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др., ввел в науку понятие «этика», «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающих его мужество, уверенность, щедрость и другие качества личности. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, Аристотель назвал ЭТИКОЙ.
ЭТИКА— учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (философский словарь.)
ЭТИКА— это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни. (Гойхман О.Я., Надеина Т.М.)
ЭТИКА— это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. (Словарь русского языка.- М.: Русский язык,1988.),
ЭТИКА— это кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики (Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона.-М.,1983 ).
Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели меж-человеческих отношений и поведения человека в обществе.
Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Основные задачи педагогической этики:
· исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
· разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
· выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
· изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
· исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися,
· разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.
Основные методы исследования педагогической этики тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социометрия, рейтинг и др.
Функции
1группа – социальные функции, которые определяют внешние параметры профессии и являются главным предметом контроля со стороны общества:
2группа – профессионально-практические функции, которые направлены на внутреннюю регламентацию и контроль самого процесса деятельности с целью повышения эффективности и качества работы педагогов:
3 группа –нравственно-гуманистические функции,которые реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе
Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Основные категории педагогической этики.
ЭТИКА— учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (философский словарь.)
Специфика норм морали заключается в следующем:
· ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применяются в самых различных жизненных ситуациях,
· моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека.
Этикет (от франц. etiquette – ярлык, этикетка) означает установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Категориипедагогической этики. Это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие теоретический аппарат педагогической этики (Шевченко Л. Л.).
В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, долга, добродетели, совести.
В современной педагогической этике выделяются такие категории, как:
— профессиональный педагогический долг,
— профессиональная честь и совесть,
Профессиональная совесть. Совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших ценностей. Совесть активизирует нравственную жизнь человека, она является важным «механизмом» утверждения добра, справедливости.
Педагогическийавторитет.Основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся.
Происхождение и соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».
Термины «этика», «мораль», «нравственность» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.
Древнегреческое слово «ethika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе законов, ценностей, принципов, категорий.
Слово «этика» происходит от греческого ethos – нрав, логово, дом, характер, темперамент, обычай. У Гомера слово ethos обозначает местопребывание, совместное проживание. У Гераклита этим словом обозначено «образ жизни», образец. Он употребляет этот термин говоря об этосе человека, отталкиваясь от понимания ethos как характера (темперамента).
В 4 веке до на н.э. Аристотель термином ethos обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а «этикой» –– науку об этих качествах.
Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а так же область знаний о них.
Аристотель посвятил новой науки такие труды, как «Никомахова,» «Эвдемова этика», «Большая этика» – извлечение из двух предыдущих.
Слово «мораль» – латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ethos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.
Русское слово «нравственность» происходит от корня «нрав». И впервые оно фиксируется в «словаре Академии Российской» (СПб 1793 г.) и употреблялось наряду со словами «этика» и мораль» как их синонимы.
Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Под нравственностью и моралью понимают принципы, ценности, нормы, определяющие человеческое поведение. Этикой же называют как сами эти принципы (например, «педагогическая этика»), так и науку о них, т.е. науку о морали (нравственности).
Слово «нравственность» обычно не употребляется там, где речь идет о негативной оценке поведения, а слово «мораль» более нейтрально по отношению к такой оценке: можно сказать «человеконенавистническая мораль фашизма», но не «человеконенавистническая нравственность». Некоторые авторы предлагают понимать под моралью нормы, а под нравственностью –– степень их соблюдения. Однако такое различие не стало общепринятым.
В практике словоупотребления этих слов практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).
Этика имеет нормативный характер. Мораль предмет изучения этики. Мораль проявляет себя в тонких человеческих взаимоотношениях. Мораль –– это реальность. Этика и мораль –– это не одно и тоже.
Этика не только учение о морали, но и часть самой морали.
Мораль – форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении.
Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2395 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
Этика – это философская наука, предметом которой является мораль и нравственность. Это – учение о сущности морали, ее структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни. Термин «этика» употребляется в значении системы норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы и как способ оценки человеческих поступков (одобрение, осуждение). Этика дает ответ на вопрос как надо правильно жить. Этика исполняет роль «социального регулятора» в поведении и отношениям между людьми. Этика старается указать человеку общее направление в жизни.
Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Мораль, как предмет изучения этики проявляет себя в конкретных человеческих взаимоотношениях. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. В данном определении она сводится к определенным духовным качествам человека, а также к определенным внутренним нормам и принципам поведения. Но не охватывает все как мораль. Мораль, как правило, ориентирована на внешний оценивающий субъект (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и позицию к окружающей среде.
Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие – «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».
На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая – полагает, что они имеют различное содержание. Немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770-1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства.
Взаимосвязь этики и педагогики: реферативный обзор
Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях рыночной экономики.
Этическая доминанта подчеркивает аксиологическую сущность педагогики, непротиворечивость цели и средств её достижения. «Предлагая парадигму этической педагогики, мы признаём авторитет субъектного мира ребёнка» [1].
Несмотря на огромное количество публикаций по педагогической деонтологии, не все теоретические аспекты педагогической этики разработаны в равной степени. Одним из наиболее важных аспектов остается проблема формирования мотивационно-ценностного, этического отношения к педагогической деятельности, которая обусловлена противоречиями, связанными с переходом от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме.
Важность и актуальность этой проблемы указывают на необходимость рассмотреть взаимосвязь этики и педагогики в историко-теоретическом аспекте.
Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя, преподавателя является педагогическая этика, или деонтология. Прежде чем раскрыть её сущность, рассмотрим понятие «этика». Этика – это «философская наука, объектом изучения которой является мораль» [12]. Авторы вузовского учебника «Основы этических знаний» определяют этику как область философского знания, исследующую универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности, и предметом которой является мораль как совокупность исторически определённых норм, представлений правил их поведения, реализующихся в их нравственных действиях и поступках [8]. Этот термин был введён Аристотелем (384-322 до н.э.) в его работе «Никомахова этика» как совокупность этических добродетелей. Он «постулировал в качестве цели всех человеческих поступков счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы» [8].
Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически схожи. Древнегреческое понятие «ethika» (от ethos – дом, гнездо) является аналогом латинского слова «moralis» – этический (от mores – обычаи, нравы), переведённого Цицероном (106-43 до н.э.), чьи теоретические положения, изложенные в «Тускуланских беседах» и трактатах «О высшем благе и зле», «Об обязанностях», носили «отчетливую печать эклектизма» [4] и русскому самобытному термину «нравственность» как особой формы общественного сознания и виду общественных отношений, одному из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм и как системе внутренних прав человека, в основе которой лежат гуманистические ценности (доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь) [5].
А.И.Павловский считает, что этика – это наука о морали и нравственности. Мораль – это внешняя, а нравственность – внутренняя по отношению к индивиду регуляция человеческого поведения [7].
Функциями этики как науки выступают: 1) фиксация истории морали, её нынешнего состояния, её принципов, идеалов и норм; 2) объяснение, анализ сущностного смысла морали и отдельных её принципов, норм, правил в качестве составных сегментов духовной жизни современного общества; 3) обучение морали [3]. Вот поэтому этику нередко называют «философией практической жизни».
Немецко-американский философ Эрих Фромм (1900–1980) выделил авторитарную и гуманистическую этику. В авторитарной этике власть определяет, в чём благо человека, устанавливает законы и нормы поведения, а люди выступают только пассивными исполнителями чужой воли. Гуманистическая этика ориентирована на человека, который считается высшей ценностью и целью. Он «продемонстрировал, что может быть создано общество, в центре внимания которого находится личность, а не вещи» [2].
Структура этики как науки такова: 1) история этики и морали – раскрытие картины возникновения и развития этики, этических учений, воссоздание генезиса и эволюции морали, её различных социально-исторических типов; 2) теория морали – учение о сущности морали, её структуре, принципах, категориях, механизме действия; 3) нормативная этика – учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, моральном человеке, морали данного общества, поведении людей в повседневной жизни; 4) прикладная этика – конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей с учётом специфики их жизнедеятельности, особенностей профессии.
Этика является гуманитарной дисциплиной, поэтому она тесно связана с литературой, искусством, этнографией, правом, психологией, а также педагогикой. «Этика наделяет человека статусом творца и носителя нравственности, определяет его как изначальную ценность и конечную цель функционирования моральной системы» [8].
Этика и педагогика – общественные дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но они тесно связаны между собой. Как уже отмечалось, этика анализирует общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания и регулируемую посредством их моральную деятельность людей. Она также обосновывает нравственные принципы, в которых отражаются социально-исторические потребности человека. Педагогика (греч. paidagogike от paidos – дитя и ago – веду) как теория обучения и воспитания, исходя из изучаемых этикой закономерностей, решает практическую задачу – установление путей и методов формирования моральных убеждений, чувств, привычек в соответствии с определенными нравственными принципами. В этом смысле педагогика – дисциплина, основанная на данных этики. В определённом смысле предмет педагогического исследования шире, чем в этике, поскольку здесь рассматриваются вопросы не только нравственного, но и других сторон воспитания.
Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности. Ценности – это вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества (В.А.Сластёнин, Г.И.Чижакова) [10].
Ценности различаются по содержанию (наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье) и по знаку (положительные – отрицательные: наслаждение – страдание, польза – вред, слава – позор, безопасность – опасность, красота – безобразное, истина – ложь, добро – зло, счастье – несчастье, власть – подчинение). А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян выделяют ценности практические – духовные, высшие – низменные [6].
Гуманистической педагогике присущ аксиологический характер. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т. е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога [10].
Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию.
Самодостаточные ценности – это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к студентам. Ценности этого типа служат основанием развития личности и преподавателя, и студентов [10].
К инструментальным ценностям относятся ценности-средства, которые формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.
Ценности-средства – это три взаимосвязанных подсистемы: 1) собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); 2) коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); 3) действия, отражающие субъективную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразные и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. В ценностных отношениях в равной мере значимыми являются и самоотношения, т. е. отношения педагога к себе как к. профессионалу и личности. Здесь правомерно указать на существование и диалектику «Я-реального», «Я-ретроспективного», «Я-идеального», «Я-рефлексивного», «Я-профессионального». Динамика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога. Высокий уровень этого развития характеризуется сближением параметров «Я-идеального» в концептуальных схемах «Я-профессионального» и «Я-реального», образующих феномены и нормы гуманистически ориентированной педагогической этики.
В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества, которые являются производными от уровня развития прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных способностей.
В подсистему ценностей-знаний входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности. Ценности-знания – это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, альтернативности в организации образовательного процесса, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, отслеживать и решать наиболее значимые педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.
Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель: ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т. е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия [11].
Ответы на вопросы 9, 11, 24, 35, 38, 40, 43 диагностики организационной культуры и морально-психологического климата (Приложение 1) свидетельствуют о позитивных тенденциях по направлению анализа «Цели и ценности в педагогическом коллективе», а также о том, что в МОУ «Лицей г. Черемхово» созданы условия повышения профессионального мастерства и творчества педагогов; а на вопросы 37, 42 – педагогический коллектив можно считать командой единомышленников, 8, 42 – лицей престижен для обучающихся и их родителей.
Тесная связь этики и педагогики способствует развитию обеих дисциплин. Использование в педагогике теоретических выводов этики и данных социальной психологии обогащает методы образования, создаёт предпосылки для научного подхода к решению стоящих перед учителем и воспитателем практических задач.