имиджевый дизайн что это
Имидж-дизайн: от идеи к образу
Продолжаем публикацию статей из цикла «Теория и практика имидж-дизайна», автор — Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).
ИМИДЖ-ДИЗАЙН: ОТ ИДЕИ К ОБРАЗУ
Сегодня услуги имидж-дизайнеров и стилистов требуются во многих областях: в индустрии моды, шоу-бизнесе, политике, рекламе и пр. Процесс создания имиджа в каждой из этих сфер имеет много специфических особенностей и разновидностей. Тем не менее, все эти разновидности можно свести к двум принципиальным вариантам. Условно назовем их «театр» и «клиент».
Весь мир — театр
Творцом сценического имиджа, то есть имидж-дизайнером, в театре является режиссер. Процесс создания им театрального образа можно представить в виде схемы:
Схема «театр»
Как мы уже выяснили в предыдущей статье («Секреты стильного имиджа»), имидж состоит из пяти компонентов: ФАКТУРА, РОЛЬ, КОСТЮМ, АНТУРАЖ и STORY. Приступая к работе над театральным имиджем, режиссер получает в качестве исходных данных один из его компонентов — STORY, воплощенный в пьесе или сценарии. Но для создания визуального образа одной истории недостаточно. Она может быть истолкована по-разному в зависимости от ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ самого режиссера и запросов предполагаемой ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ.
В качестве примера вспомним знаменитые версии образа шекспировской Джульеты, воплощенные на киноэкране Нормой Ширер в 1936 году, Оливией Хасси в 1968-м и Клэр Дейнс в 1996-м. Они так не похожи друг на друга! В первом фильме Джульета выглядит чувственной, возвышенной, драматичной и почти роковой, во втором — слащаво-романтичной, невинной и кукольной, а в третьем она напоминает «дечонку из соседнего двора», воплощение простоты и обыденности. Но один компонент во всех трех версиях остался неизменным — это история, то есть шекспировский текст. Именно оригинальность художественной концепции режиссеров каждого из этих фильмов позволила им на основе тысячи раз сыгранной пьесы показать зрителю неповторимый ассоциативный образ.
Слева направо: Норма Ширер, Оливия Хасси, Клэр Дейнс в роли Джульеты
Создание АССОЦИАТИВНОГО ОБРАЗА и есть основная задача имидж-дизайнера. Прежде чем выбирать актера на роль и шить ему костюм, следует очень хорошо представлять, какие ассоциации должен вызвать создаваемый имидж у предполагаемой публики. И лишь затем можно приступать к оставшимся четырем компонентам.
На многочисленных кастингах будут просмотрены сотни лиц, пока не будет найдена именно та ФАКТУРА, то есть внешность актера, которая соответствует концепции образа. В ходе репетиций будет отработана РОЛЬ. А затем художники и стилисты, воплощая замысел имиджмейкера, создадут для актера КОСТЮМ (одежду, прическу и грим), окружат его АНТУРАЖЕМ — декорациями, светом, музыкой. И если у сидящих в зале зрителей возникнут ассоциации, адекватные замыслу режиссера, можно считать, что имидж-дизайн удался.
Рассмотренная схема, давно ставшая классической в театре и кино, сегодня используется современными стилистами в самых разнообразных областях. Они обращаются к ней, работая для рекламы, показов мод, видеоклипов, фотостайлингов и обложек журналов. Так же, как и режиссер в театре, имидж-дизайнер разрабатывает ассоциативный образ, а затем подбирает соответствующую ему модель, костюм и остальные компоненты.
Но как только речь заходит о клиенте, вся схема меняется.
Клиент всегда прав
Клиентом имидж-дизайнера может быть любой человек, заказывающий свой имидж. Например, поп-звезда, политик или светская дама. В наиболее общем случае схема создания имиджа клиента выглядит так:
Схема «клиент»
И в этой схеме мы видим уже известные нам пять компонентов имиджа. Но, в отличие от театра, здесь имидж-дизайнер имеет дело с человеком, которого не выбирают на кастингах. Клиент сам является «исходными данными» для создаваемого имиджа. А именно: его ФАКТУРА, то есть внешние данные; его STORY — имя, возраст, профессия, социальный и семейный статус; его РОЛЬ — манера поведения, походка, голос. К исходным данным следует отнести и так называемый «ЗАКАЗ». Он может быть сформулирован по-разному в зависимости от специфики конкретного клиента. Например, если нашим клиентом является звезда шоу-бизнеса, то заказ выражается в виде запросов предполагаемой аудитории, если политик, то это социальный заказ электората. А если мы имеем дело с обычным человеком, не связанным с шоу-бизнесом или политикой, то в качестве заказа рассматриваем его собственную психологическую мотивацию и отношение к модным тенденциям.
На основе этих исходных данных имидж-дизайнер сначала должен разработать АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ, и лишь затем переходить к созданию двух оставшихся компонентов имиджа, которыми являются КОСТЮМ (одежда, аксессуары, макияж, прическа) и АНТУРАЖ (вещи, окружающие клиента — от авторучки до интерьера). Таким образом, и здесь на первый план выходит идея. Так же как театральному режиссеру, не имеющему концепции образа, не удастся выбрать подходящего актера, так и имидж-дизайнеру, работающему с клиентом, нельзя начинать с прически или платья, предварительно не разработав обоснованную концепцию его имиджа. В противном случае стилист становится на ненадежный путь проб и ошибок, который в работе с клиентом недопустим. При этом отсутствие идеи невозможно компенсировать ни высоким техническим мастерством, ни осведомленностью в коммерческих тенденциях, ни престижностью и ценой используемых продуктов моды.
От идеи — к образу
Сложность и многообразие проблем в создании стильного имиджа привели к появлению профессии имидж-дизайнера — специалиста, занимающегося созданием образа с учетом всех его компонентов.
Впрочем, сегодня каждому специалисту, работающему в области моды (парикмахеру, визажисту, портному, продавцу бутика), приходится быть имидж-дизайнером. Для этого ему недостаточно уметь подобрать модную прическу и согласовать высоту каблука с покроем платья. Он должен быть еще и психологом, и художником, и даже режиссером. Работая только над одним элементом имиджа, стилист должен понимать и учитывать всю систему в целом, он должен сформулировать и предложить клиенту ИДЕЮ. Бесцельный метод проб и ошибок недопустим.
Что ж, уважаемые коллеги, мы выбрали не самую простую профессию. Сегодня, чтобы быть имидж-дизайнером кроме специализации в области парикмахерского искусства, макияжа или дизайна одежды необходимо изучение основ психологии имиджа, приобретение навыков ассоциативного дизайна, освоение профессиональных подходов к имидж-дизайну в различных специфических областях. Всем этим вопросам мы планируем уделить внимание в следующих публикациях.
Другие статьи:
Семинар Константина Богомолова «Стильный имидж: теория и дизайн» состоится в Иркутске 24—26 ноября 2010 г.
Оформить предварительную заявку на участие можно ЗДЕСЬ.
13 трендов графического дизайна для создания яркого имиджа бренда в 2021 году
Ключевые тренды графического дизайна в 2021 году можно разделить на три темы: социальная ответственность, диссонанс и оптимизм. Предлагаю рассмотреть 13 тенденций, которые позволят освежить эстетику бренда, привлечь внимание потребителей и повысить эффективность.
1. Социально ответственный дизайн
Дизайн и культура тесно взаимосвязаны, поэтому если мы стремимся к лучшему будущему, не лишним будет его визуализировать. В прошлом году невозможно было игнорировать нестабильную обстановку в обществе, и сегодня брендам приходится всерьез думать о том, какую позицию они занимают.
Тренд на дизайн, отражающий идеи социальной ответственности, зародился в 2020 году и в 2021 продолжит активное развитие. В рамках данной тенденции можно выделить тренды на репрезентацию, устойчивое развитие, разнообразие и инклюзию, принятие несовершенств.
Вы наверняка помните мгновенно ставшую легендарной рекламу Nike с участием Колина Каперника. Если вдруг забыли, вот краткое напоминание. В 2016 году игрок в американский футбол Колин Каперник отказался вставать во время исполнения американского гимна перед одним из матчей, выражая, таким образом, протест против жестокости полиции по отношению к афроамериканцам. А в 2018 году он стал лицом рекламной кампании Nike. Это отличный пример кампании, которая дает право голоса различным группам населения и транслирует их мнение на широкое общество.
В 2020 году бренд снова сделал нечто подобное. После волны протестов, последовавших за убийством Джорджа Флойда и Бреонны Тейлор, Nike впервые в истории выступил с сообщением «В этот раз просто не делай этого», имея в виду, что нельзя отворачиваться от проблемы.
В 2021 году бренды продолжат выходить за пределы привычного и создавать аутентичные дизайны, наполненные глубоким смыслом.
3. Разнообразие и несовершенства
Культурные и социальные границы еще больше раздвигаются с этим трендом. Его суть в том, чтобы привнести во все медиаканалы больше разнообразия и инклюзивности, а также показать, что не стоит бояться несовершенств. Так поступила, например, компания DesignStudio, создавшая намеренно «несовершенный» дизайн в рамках ребрендинга страховой компании Getsafe. Вместе четких форм использовался шрифт, в котором линии букв нахлестываются одна на другую.
4. Устойчивое развитие
Да, людям в 2020 году пришлось несладко, но Земля тоже чувствует себя не очень.
И у нас была куча времени на то, чтобы, сидя взаперти, порассуждать об изменениях климата и других проблемах окружающей среды. Добавьте к этому развившееся у людей во всем мире чувство одиночества из-за нахождения в четырех стенах – и станет ясно, почему тема устойчивого развития занимает такое важное место в дизайне в этом году.
Поскольку потребители больше, чем когда-либо, думают о важности сокращения своего «экологического отпечатка», брендам, которые занимаются производством физической продукции, приходится уделять особое внимание этой тенденции. Скорее всего, нас ждет все больше упаковок, дизайн которых подчеркивает следование принципам устойчивого развития. Его элементами станут иллюстрации с природными мотивами, нейтральные цвета и экологичные материалы.
5. Смешение натурального и искусственного
За время самоизоляции у миллионов людей возникло ощущение, что они теряют связь с природой. Графический дизайн отражает это чувство, смешивая натуральное и рукотворное, землю и металл, органическое и неживое. Все эти темы были использованы брендом Gucci при подготовке кампании в поддержку запуска нового парфюма Gucci Bloom. Компания запустила игру, в которой предложила пользователям исследовать виртуальный сад.
Повсеместное увеличение уровня стресса привело к тому, что цветовые предпочтения пользователей сместились в пользу оттенков, которые способны снижать тревожность и оказывать успокаивающий эффект.
Поэтому для людей, которые целыми днями смотрят либо на мониторы гаджетов, либо на стены, натуральные, природные оттенки станут приятной отдушиной. Лучше отказаться от таких очевидных вариантов, как коричневый и серый, и вместо них использовать оттенки оранжевого и бирюзового. Эти цвета пробуждают чувство комфорта и теплоты, заряжая при этом энергией и оптимизмом.
В то время как одни направления дизайна стремятся дать людям возможность забыть о стрессе, другие, наоборот, отражают хаос и суету, наполняющие сегодня наш мир. Люди, живущие в непредсказуемых условиях, чувствуют связь с таким дизайном.
Один из трендов, обыгрывающих идею диссонанса, подразумевает слияние цветов и текстур за счет добавления шума и/или градиентов. Подобное наслоение или смешение добавляет изображению глубины и реалистичности.
При работе с темными и яркими цветами размытие усиливает эмоциональный эффект и ощущение объемности изображения. Для того чтобы усилить обескураживающий эффект, размытие можно сочетать с искаженным текстом.
9. Огромные надписи
Еще один тренд – надписи, которые намеренно располагаются не на своем месте, не там, где их можно было бы ожидать. Оборванные или нечетко считывающиеся фрагменты текста и грубые элементы разрывают глянцевый дизайн и мгновенно привлекают внимание.
Излишне крупные надписи и нарушение традиционного расположения предметов в пространстве завораживают и надолго остаются в памяти. В рекламной кампании Puma This is My Flow использовалась именно эта концепция.
Профессиональное обучение (Имиджевый дизайн)
«Декоративно-прикладное искусство и дизайн (имиджевый дизайн)»
Бакалавриат: очная – 4 года, заочная – 4 года 11 месяцев, на базе профессионального образования обучение возможно в ускоренные сроки, срок обучения сокращается на 1 год.
Усиленная профильная подготовка к ЕГЭ, олимпиадам и дальнейшему обучению по направлению подготовки проводится в Социально-экономической школе
Привлекательность образовательной программы «Декоративно-прикладное искусство и дизайн (имиджевый дизайн)» определяется тем, что студенты проходят теоретическую и практическую подготовку по выбранному ими профилю. По окончании обучения студенты не только получают глубокие знания по выбранному профилю, но также могут осуществлять профессиональную подготовку будущих имиджевых дизайнеров.
В сферу профессиональной деятельности специалиста, освоившего данную образовательную программу, входит преподавание в профессиональных колледжах и профессиональных лицеях дизайнерских дисциплин, работа в качестве стилистов и руководителей салонов красоты, школ парикмахерского искусства, обучение персонала салонов красоты и студий парикмахерского искусства.
В будущем выпускники получат широкие возможности и перспективы трудоустройства. Помимо учреждений профессионального образования, в которых выпускники могут работать преподавателями дизайнерских дисциплин, существуют возможности трудоустройства в таких сферах бизнеса, как обучение персонала дизайнерских фирм, работа в качестве имиджмейкеров, стилистов, руководителей салонов красоты.
Заказчиками кадров по данной образовательной программе выступают образовательные учреждения, организации, занимающиеся дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), салоны красоты и косметические фирмы.
В процессе обучения студенты проходят следующие виды практики:
Учебная практика. Данная практика проходит с 1 по 2 курс. На первом этапе студенты наблюдают за учебным процессом по подготовке имиджевых дизайнеров. На последующих этапах включаются в учебный процесс образовательных учреждений, готовящих парикмахеров, визажистов, стилистов и преподают в колледжах специальные дисциплины.
Педагогическая практика. Основной целью педагогической практики является формирование у обучающихся психологической и функциональной готовности к будущей профессиональной и педагогической деятельности и функциональной готовности к будущей профессии через практическое освоение ее содержания.
Педагогическая практика студентов организована в Российском колледже традиционной культуры, в Петровском колледже, в колледже «Инженерная школа одежды», в академии «Локон», Инженерной школе одежды.
Производственная практика. Направлена на формирование практических умений и навыков, составляющих основу профессиональной компетентности будущих дизайнеров.
Технологическая практика. Проходит в салонах красоты, в фирмах по продаже косметических средств, имиджевых студиях, профильных профессиональных образовательных организациях, где студенты приобретают практический опыт профессиональной деятельности по профилю, собирают материал для дипломной работы.
В ходе практики студенты встречаются с ведущими стилистами и дизайнерами одежды, в торговых домах пробуют себя в роли стилистов-консультантов.
Хорошо зарекомендовавшие себя студенты в процессе технологической и преддипломной практики имеют возможность трудоустроится в тех организациях, где они проходили практику. Обычно такие студенты выполняют дипломную работу по заказу этих предприятий.
Наши выпускники работают преподавателями специальных дисциплин в Инженерной школе одежды, академии «Локон», в Петровском колледже и других образовательных организациях, а также стилистами-консультантами в торговых фирмах, имиджмейкерами, руководителями салонов красоты.
Выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре, далее в аспирантуре, а также получить дополнительную квалификацию в Институте дополнительного профессионального образования.
ИМИДЖ-ДИЗАЙН: ОТ ИДЕИ К ОБРАЗУ
Сегодня услуги имидж-дизайнеров и стилистов требуются во многих областях: в рекламе, шоу-бизнесе, политике, индустрии моды и пр. Процесс создания имиджа в каждой из этих сфер имеет много специфических особенностей и разновидностей. Тем не менее, все эти разновидности можно свести к двум принципиальным вариантам. Условно назовем их «театр» и «клиент».
Творцом сценического имиджа, то есть имидж-дизайнером, в театре является режиссер. Процесс создания им театрального образа можно представить в виде схемы:
Имидж человека представляет собой систему из пяти компонентов: фактура, роль, костюм, антураж и story. Приступая к работе над театральным имиджем, режиссер получает в качестве исходных данных один из его компонентов – story, воплощенный в пьесе или сценарии. Но для создания визуального образа одной истории недостаточно. Она может быть истолкована по-разному в зависимости от художественной концепции самого режиссера и запросов предполагаемой целевой аудитории.
В качестве примера вспомним знаменитые версии образа шекспировской Джульетты, воплощенные на киноэкране Нормой Ширер в 1936 году, Оливией Хасси в 1968-м и Клэр Дейнс в 1996-м. Они так не похожи друг на друга! В первом фильме Джульетта выглядит чувственной, возвышенной, драматичной и почти роковой, во втором – слащаво-романтичной, невинной и чуть-чуть кукольной, а в третьем она напоминает «девчонку из соседнего двора», воплощение простоты и обыденности. Но один компонент во всех трех версиях остался неизменным – это история, то есть шекспировский текст. Именно оригинальность художественной концепции режиссеров каждого из этих фильмов позволила им на основе тысячи раз сыгранной пьесы представить зрителю неповторимый ассоциативный образ.
Интерпретации образа Джульетты на киноэкране:
1. Норма Ширрер (1936), режиссер Джордж Кьюкор
2. Оливия Хасси (1968), ), режиссер Франко Дзеффирелли
3. Клэр Дейнс (1996), ), режиссер Баз Лурман
Создание ассоциативного образа и есть основная задача имидж-дизайнера. Прежде чем выбирать актера на роль и шить ему костюм, следует очень хорошо представлять, какие ассоциации должен вызвать создаваемый имидж у предполагаемой публики. И лишь затем можно приступать к оставшимся четырем компонентам.
На многочисленных кастингах будут просмотрены сотни лиц, пока не будет найдена именно та фактура, то есть внешность актера, которая соответствует концепции образа. В ходе репетиций будет отработана роль. А затем художники и стилисты, воплощая замысел имидж-дизайнера, создадут для актера костюм (одежду, прическу и грим), окружат его антуражем – декорациями, светом, музыкой. И если у сидящих в зале зрителей возникнут ассоциации, адекватные замыслу режиссера, можно считать, что имидж-дизайн удался.
Рассмотренная схема, давно ставшая классической в театре и кино, сегодня используется современными стилистами в самых разнообразных областях. Они обращаются к ней, работая для рекламы, показов мод, видеоклипов, фотосессий и обложек журналов. Так же, как и режиссер в театре, имидж-дизайнер разрабатывает ассоциативный образ, а затем подбирает соответствующую ему модель, костюм и остальные компоненты.
Но как только речь заходит о клиенте, вся схема меняется.
Клиент всегда прав
Клиентом имидж-дизайнера может быть любой человек, заказывающий свой имидж. Например, поп-звезда, политик или светская дама. В наиболее общем случае схема создания имиджа клиента выглядит так:
И в этой схеме мы видим уже известные нам пять компонентов имиджа. Но, в отличие от театра, здесь имидж-дизайнер имеет дело с человеком, которого не выбирают на кастингах. Клиент сам является «исходными данными» для создаваемого имиджа. А именно: его фактура, то есть внешние данные; его story – имя, возраст, профессия, социальный и семейный статус; его роль – манеры поведения, походка, голос.
К исходным данным следует отнести и так называемый «заказ». Он может быть сформулирован по-разному в зависимости от специфики конкретного клиента. Например, если нашим клиентом является звезда шоу-бизнеса, то заказ выражается в виде запросов предполагаемой аудитории, если политик, то это социальный заказ электората. А если мы имеем дело с обычным человеком, не связанным с шоу-бизнесом или политикой, то в качестве заказа рассматриваем его собственную психологическую мотивацию и отношение к модным тенденциям.
На основе этих исходных данных имидж-дизайнер сначала должен разработать ассоциативный образ, и лишь затем переходить к созданию двух оставшихся компонентов имиджа, которыми являются костюм (одежда, аксессуары, макияж, прическа) и антураж (вещи, окружающие клиента – от авторучки до интерьера). Таким образом, и здесь на первый план выходит идея.
Так же как театральному режиссеру, не имеющему концепции образа, не удастся выбрать подходящего актера, так и имидж-дизайнеру, работающему с клиентом, нельзя начинать с прически или платья, предварительно не разработав обоснованную концепцию его имиджа. В противном случае стилист становится на ненадежный путь проб и ошибок, который в работе с клиентом недопустим. При этом отсутствие идеи невозможно компенсировать ни высоким техническим мастерством, ни осведомленностью в коммерческих тенденциях, ни престижностью и ценой используемых продуктов моды.
Сложность и многообразие проблем в создании стильного имиджа клиента привели к появлению профессии имидж-дизайнера – специалиста, занимающегося моделированием образа с учетом всех его компонентов.
В последнее время приобретает большую популярность услуга имидж-дизайна в салонах красоты. Она может быть предоставлена клиенту в виде имидж-консультации, включающей в себя подбор прически и макияжа, а также рекомендации по составлению гардероба и коррекции фигуры. Однако, по собственному опыту знаю: клиент способен увидеть новый образ только в зеркале, а не на эскизах и страницах журналов. Поэтому такая консультация обязательно должна включать в себя большое количество примерок одежды и аксессуаров, что в рамках салона красоты сделать довольно сложно.
Мне известны попытки некоторых салонов сотрудничать с бутиками, создавая на своей территории некое подобие маленьких шоу-румов с одеждой и аксессуарами. Мне такая модель кажется не очень удачной, потому что представить в таком крохотном шоу-руме необходимый для качественной работы имидж-дизайнера диапазон стилей, фасонов и размеров практически невозможно. Кроме того это заставляет имидж-дизайнера быть привязанным к конкретным коллекциям бутика, что фактически превращает его в продавца.
Более удачной моделью организации имидж-услуги является сотрудничество салона красоты с частно-практикующими имидж-дизайнерами и персональными стилистами. При этом часть работы с клиентом происходит на территории салона (первая встреча и знакомство с клиентом, создание прически, выполнение макияжа, косметологические услуги), а консультации по подбору одежды, коррекции фигуры и формированию гардероба происходят в бутиках и у клиента дома. Это позволяет персональному стилисту иметь свободу в выборе и создании всех необходимых компонентов образа и работать в интересах клиента.
freshjournal_ru
Профессия имидж-дизайнера, или имидж-стилиста, манит многих своей изысканностью, неразрывной связью с миром моды и творческой свободой. Курсов и школ, которые обещают научить всему необходимому, – сотни. Но как определить, где дадут качественное образование, которое откроет перспективы заработка и развития, а где – предложат пустышку?
Интервью с Константином Богомоловым о критериях выбора учебного заведения и особенностях этой модной профессии.
Dr. Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Международного учебного центра «Bogomolov’ Image School»
Прежде всего, имидж-дизайн – это ремесло или искусство? Нужно ли обладать каким-то даром или всему можно научиться?
Я позволю себе приземлить ответ: это профессия, ремесло. Такое же, как ремесло парикмахера, нейл-стилиста или визажиста. Имидж-дизайнер – это человек, который специализируется в создании образа своего клиента или проекта. Но для того, чтобы качественно работать в этой профессии, конечно, необходимо обладать какими-то данными. Божий дар – это неуловимое понятие, он есть у многих, но в разных направлениях: кто-то талантливо пишет музыку, а кто-то ее талантливо слушает, кто-то талантливо создает моду, а кто-то с большим вкусом эту моду носит.
В профессии имидж-дизайнера необходимо уметь создавать образ человека, а значит, необходимо разбираться в людях. Если это привести к терминологии профессиональных навыков – человек должен быть психологом. Уметь общаться с клиентом, уметь нащупать мотивацию, понять ее. Не идти путем проб и ошибок, а понимать, зачем человеку нужен новый образ. И нужен ли он ему вообще. Выходит, что главный природный талант имидж-дизайнера – это уметь любить и понимать людей.
Как научиться понимать клиента?
Многие творческие люди, работающие в этой профессии, идут путем интуиции, объясняя вкус и чувство гармонии завуалированными фразами типа «это не всем дано», «вам не понять», «я так вижу». Но ведь гармонию можно проверить алгеброй. И полагаться только на дар, на врожденное чувство красоты недостаточно. Необходимо владение законами композиции образа, композиции костюма, лица, прически. Владение стилистикой: знание всех стилей, трендов, направлений и тенденций, которые существуют в современной моде и существовали до нынешнего момента. Нужно владеть ассоциативным дизайном – умением создать ассоциативный образ, а потом его визуализировать.
Вот простой пример. Мы смотрим на клиентку: она тихая и мягкая, спокойная и робкая. И что же – мы должны сразу переделать ее так, чтобы она стала яркой стервой? Нет, мы должны уметь ассоциативно корректировать образ. Задать вопрос: чего не хватает в ее имидже? Может быть характера и динамики? А может утонченности и креатива? И лишь потом найти те визуальные средства, которые смогут эти ассоциации раскрыть.
Как и где учились вы сами?
Безусловно, у стилиста должно быть базовое образование. Мое было связно с дизайном и технологией одежды, но мне этого не было достаточно. Я изучал психологию, историю искусств, соционику, технологии пиара. А еще какие-то аспекты, связанные с бизнесом, ведь быть имидж-дизайнером – это еще и умение вести свой частный бизнес. Не надейтесь на то, что экспресс-курс за неделю, за бешеные деньги и с тисненым золотом дипломом, сделает из вас профессионала. Человек, который работает с людьми, должен быть эрудированным. Именно эрудицию и должен дать базовый курс. При этом самые главные дисциплины на мой взгляд – это психология, композиция, фэшн-стилистика и навыки ассоциативного дизайна.
Звучит так, будто придется получать второе высшее.
Увы, высшего образования в этой сфере сегодня нет. Современным имидж-дизайнерам приходится ориентироваться на модель образования 19 века, набирая мастер-классы у разных специалистов разных направлений. Но, еще раз подчеркну, в основе образования стилиста должен быть хороший базовый курс имидж-дизайна, который сразу выпускает человека на профессиональную орбиту. А впоследствии специалист сможет самостоятельно пополнять свое образование дополнительными знаниями и навыками по мере их необходимости.
Что отличает хорошую школу и хорошего преподавателя? А что должно вызвать подозрение при выборе курсов?
Моментов несколько. Во-первых, сразу откажемся от 7-дневных и 10-дневных школ. Даже если они названы академиями и названы по-английски. Это, на мой взгляд, «развод» (извините за грубоватое слово). Я не верю в такое образование. Необходимо обратить внимание на количество учебных часов. Оно должно колебаться от 200 до 400.
Хорошо бы изучить программу. Если в ней нет психологии – то уже стоит задуматься. А если есть, но там дают Фрейда или Юнга – что, конечно интересно, никто не спорит – но это значит, что школа искусственно заполняет академическими часами свой учебный объем. Психология должна быть прикладной. Психология личности, образа, сервиса, общения, работы с командой.
В программе обязательно должны быть академические основы композиции. Но если школа предлагает уже готовые решения – «вот сейчас мы изучим шесть типов фигур и пять овалов лиц, а потом дадим вам рецепт по каждому» – это неправильно. Эти формулы не работают в реальной жизни. Стилисту необходимо самому уметь создавать эти правила для каждого типа лица и фигуры. Не для шести, а для тех миллионов, которые существуют в реальной жизни. И без академических основ здесь не обойтись. Соотношение теории и практики должно быть где-то 40 на 60.
Желательно узнать, кто разрабатывал программу. Стоит довериться тем школам, где присутствует авторский курс. Если программу разрабатывал конкретный человек и школа несет отпечаток его личности – у меня это всегда вызывает доверие. К абстрактным названиям или безликой франшизе я отношусь скептически.
Есть еще один аспект, который меня всегда настораживает, – это модели образования, где есть системы уровней курса. Например, вы проходите базовый уровень, и вам уже выдают некий диплом. Затем вам предлагают пройти средний уровень, а потом высший, на котором обещают раскрыть какие-то особые тонкости уже пройденных предметов, но за дополнительные деньги. Я не знаю, как можно какой-то предмет, например, композицию или психологию, разделить на начальный, средний и продвинутый этапы. Мне кажется, что это чисто маркетинговый ход.
Что же касается диплома… Я убежден, каким бы он ни был, – это бумажка. И ради бумажки не стоит идти учиться. Но, тем не менее, стоит поинтересоваться, лицензирована ли программа в Министерстве образования. Лицензия – это критерий качества. Если какой-то образовательный орган подтвердил, что эта программа достойна, чтобы по ней учить людей – это имеет значение.
К каким неприятным неожиданностям стоит быть готовым, осваивая профессию?
Учеба – это тяжелый труд. Вот главная неожиданность, которая подстерегает многих студентов. Современным потребителям учебного продукта, по моему опыту, свойственна следующая проблема: они относятся к процессу на уровне «мне интересно – значит, посижу; мне тяжело или не дается, или я никогда не буду это использовать, – могу на это не пойти». Необходимо приготовиться к тяжелому труду и осваивать даже сложные предметы. Изучение теории, освоение практических навыков, выполнение описательной части работ… В итоге пазлы обязательно сложатся в цельную картину.
Сколько придется заплатить за обучение?
Смотря в какой школе. Это диктует рынок. Мы не можем сравнивать стоимость обучения, скажем, в Институте Марангони или в Central Saint Martins College of Art and Design, или в каком-то рижском учебном центре. Это рассчитывается по ситуации, в зависимости от внутреннего рынка.
А к каким дополнительным затратам, кроме оплаты самого курса, должен быть готов учащийся?
В каких-то школах могут быть предусмотрены дополнительные затраты на материалы, на фотографа, на модель, на изготовление портфолио. К этому нужно быть готовым. И обратить на это внимание или спросить, выбирая учебный центр. Я предпочитаю систему «все включено». В идеале – никаких доплат, и цена должна быть установлена в начале учебного периода и не меняться. Я в своей школе пришел именно к такой модели и считаю ее наиболее удобной.
От чего зависит уровень дохода имидж-дизайнера?
В первую очередь – от той ниши, которую занимает специалист. Когда люди на бытовом уровне употребляют слово «стилист», чаще всего они даже не представляют, какое количество форматов и специализаций есть в этой профессии. Благодаря глянцу и телепроектам у людей сформировалось впечатление, что высшее достижение стилиста – это когда он работает со звездами. Вроде как он находится в вип-зоне. На самом деле, когда стилист работает со звездами, он чаще всего ничего на них не зарабатывает.
Стилист – это сервисодатель, обслуживающий персонал, если хотите. Сам он не является звездой. Более того – ему нередко не по карману те бренды, в которые он одевает своего клиента. Но этот имидж-дизайнер вполне прилично может зарабатывать себе на жизнь за счет оборота, большого количества клиентов.
Многие стилисты, выпускники специализированных школ, которые мечтают о вип-клиентах, не совсем понимают, что это такое. Вип-клиент – это не звезда шоу-бизнеса и не балованная дамочка. Это бизнесмен. Как правило, высокого уровня. С очень ограниченным количеством времени и возможностью платить деньги, чтобы это время сэкономить. И вот тогда приходиться отказываться от клиентов среднего плана и становится в какой-то мере личный персоналом.
Для того чтобы перейти в вип-уровень не обязательно нужны какие-то особые таланты или знания. Это желание самого стилиста, понимание, где его профессиональная и творческая зона комфорта. Занять свою нишу стилист может через 1-1,5 года. Мы обычно начинаем со среднего класса. Это наш потенциальный клиент.
Но на первых порах стилист должен заниматься всем. Да, персональный клиент – это одна из основных статей дохода. Но имидж-дизайнер должен обладать навыками, амбициями и куражом во всех остальных областях. Я имею виду шоу-бизнес, глянец, показы мод. Многое делается бесплатно – для навыка, для опыта, для пиара.
На мой взгляд, формула успеха стилиста состоит из трех компонентов: труд, любопытство и кураж.
Какой совет вы бы дали начинающим имидж-дизайнерам?
Самым большим камнем преткновения для многих начинающих стилистов является страх. «А вдруг я не справлюсь?» «А вдруг я не отработаю цену, которую назвал в качестве гонорара?» «А вдруг люди и без меня хорошо разбираются в моде?» Этот страх объясним: когда человек много и упорно занимается какой-то областью, ему начинает казаться, что многие вещи очевидны – это и так знают все. Из-за этого страха он себя занижает, хотя на самом деле прекрасно разбирается в вопросе.
Я, увы, знаю примеры, когда очень талантливые, очень креативные стилисты впадают в ступор и не могут построить частную практику из-за боязни не оправдать надежды клиента. И зависают на уровне постоянного обучения: «Нет, я еще недостаточно готов», «Нет, я еще пойду на очередные курсы», «Нет, мне надо еще поучиться». И вот этот комплекс вечного студента отодвигает очень многие возможности. Нужно верить в себя – вот мой главный совет.