импринтинг что это простыми словами
Значение слова «импринтинг»
импри́нтинг
1. психол. запечатление образа, закрепление в памяти признаков объектов ◆ Происходило запечатление, импринтинг ― есть такой термин в генетике, запечатление на таком глубоком уровне, что спустя десятилетия мне воспроизводили его слова, его выражения, как он вскакивал, носился взад-вперёд, как свирепел, добрел. Даниил Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Слово «импринтинг», то есть «запечатление», биологи в данном случае используют для того, чтобы обозначить: на ген было произведено необратимое воздействие. Надежда Маркина, «Премия за непорочное зачатие. Можно обойтись и без партнёра», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ) ◆ Это явление, ставшее полной неожиданностью для науки, потом было названо импринтингом, или запечатлением. Михаил Либерман, «Основной инстинкт», 2012 г. // «Зеркало мира» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова металлик (существительное):
Импринтинг — все о данном виде памяти
Большинство млекопитающих, в том числе и человек, рождаются беспомощным существом, зависящим от родителей. Новорожденный ребенок обитает среди взрослых, себе подобных. Первые образы и навыки он получает в форме запечатления или импринтинга.
Определение
Импринтинг (от англ. Imprint – запечатление) – вид памяти для приобретения опыта или навыков. Занимает промежуточную ступень между врожденными инстинктами и обучением. Этот термин относится к механизму психофизиологии, с помощью которого мозг фиксирует впечатления, воспринимающиеся организмом на определенном возрастном этапе. Запечатление происходит в течение одного мгновения и его практически нельзя изменить.
Импринтинг в психологии
В психологию термин импринтинг пришел из зоопсихологии. Австрийский ученый в области биологии К.Лоренц, на основе анализа поведения представителей фауны, изучил запечатление и дальнейшие повадки человека. Вначале предполагалось, что механизм импринтинга работает только в начальный период после рождения, т.к. адаптация к окружающей среде у детенышей животных происходит быстрее, чем у человека. У зверей в основе импринтинга находится инстинкт, который необходим для выживания.
Для людей он имеет более глубокое назначение. Он возникает без четких рамок по возрасту : в период взросления, становления личности, в результате психотравмирующих ситуаций и адаптации в социальной сфере. Все это является успехом выживания человека.
Возникновение импринтинга в молодом возрасте происходит чаще и интенсивнее, особенно в такие важные моменты, как:
Подобных ситуаций очень много, и чем сильнее стрессовый момент, тем быстрее происходит подкорковое запечатление. Иногда человек не помнит, при каких обстоятельствах произошел стресс, поэтому опыт проявляется в поведении автоматически.
Геномный импринтинг
Американский генетик Х.Кроуз на основании исследований о генетике дал понятие геномного импринтинга. Он проявляется как у людей, так и у животных.
Импринтинг гена – это эпигенетический механизм, при котором осуществляется передача потомству одной части генов от отца, второй – от матери.
Но существуют и другой геномный импринтинг. Примеры могут быть разными: у ребенка могут проявиться иные наследственные способности, которых нет у родителей, но ими обладали ранние поколения родственников. То же самое, и с внешними данными.
По данным статистики, люди с оптимистическим настроем имеют более крепкое здоровье и живут дольше пессимистов. Поэтому больного человека стараются приободрить и поднять настроение, т.к. от позитивных эмоций быстрее выздоравливают.
Импринтинг – примеры у человека
Общие знания о сознании человека дают ответ на вопрос об этапе готовности нервно-психической системы к импринтингу. Исследования данного феномена в первую очередь сконцентрированы на пренатальной психологии и периоде после рождения.
Австрийский психолог З.Фрейд утверждал, что рождение является первой психологической травмой. Это определение имеет название – катарсис. Термин внесен в медицинский Энциклопедический словарь.
Оральный
Первичный импринтинг называется оральным, т.к. для новорожденного молоко матери является единственным источником для выживания. Материнская грудь и объятия дают малышу зону уюта и ощущение безопасности. Это считается отправной точкой, от которой начинается расширение безопасной зоны в будущем.
Территориально-эмоциональный
Человек нуждается в личном пространстве и освоении своего статуса с самого раннего детства. Это выражается в выборе места для игр. Разброс игрушек малышом – своеобразная «метка» своей территории.
Во взрослом состоянии человек осваивает территорию в виде переезда на другое место жительства, оформляя в собственность землю и дом. От уровня обучения зависит, какую роль он будет играть в обществе: доминанта или подчиненного.
Вербальный
От данного вида импринтинга зависит речь и ее распознавание среди других звуков, а также мышление и узнавание символов. Вербальный импринтинг является способом коммуникации человека.
Социальный
Формирование разных видов запечатлений на основе главных ценностей и межвидовых взаимоотношений. Запечатление в результате общения с человеком может быть и положительным, и отрицательным. Происходит невольное впитывание информации и в дальнейшем происходит подражание в поведении или деятельности.
Социальные запечатления имеют огромное значение в отношении религии, семьи, выбора супружеского партнера, а также влияют на способности и увлечения.
Проблемы и расстройства в сексуальной сфере напрямую зависят от социальных импринтов.
Теория Т.Лири (семь контуров)
Модель контуров была истолкована Т.Лири, как связь с определенным этапом биологического или социального развития. Контуры – это система уровней сознания, сконцентрированных на одном из этапов. Американский психолог отметил семь импринтов и сконструировал модель сознания.
Биовыживательный
Этап выживания определяется в раннем возрасте. Человек выделяет для себя безопасные и враждебные места.
Все, что происходит на данной стадии, отражается на следующих чертах характера:
Эмоционально-двигательный
Возникает на этапе, когда малыш встает на ноги и начинает ходить. Начинается борьба за главенство в рамках семьи. Запечатленный уровень статуса автоматически работает в будущем.
Важность импринтинга в первую очередь должны осознать родители, которые воспитывают ребенка. Импринтинг у маленьких детей происходит на подсознательном уровне, и отрицательные стрессовые ситуации могут негативно повлиять на их поведение в будущем.
На этой стадии в человеке определяются следующие качества:
Импринт неудачника в системе эмоционально-двигательного контура будет чувствовать неуверенность, злость и беспокойство. Если он случайно станет хозяином положения, чувства будут те же.
Ментально-манипуляционный
Во время данного контура у ребенка происходит осмысление языка и речи. Этот импринт отвечает за мышление и создание карт реальности. По мере возрастания объема информации, мыслительные процессы действуют быстрее. Новые карты реальности в будущем влияют на создание технологий, которые непредсказуемо меняют психологические, экономические и политические отношения.
Ментально-манипуляционный контур воздействует на такие факторы, как:
Этот импринт представляет собой систему, отвечающую за коэффициент непредсказуемости. Данная ступень отодвигает эволюционные нормы и работает в качестве революционного фактора.
Сексуально-социальный
В подростковом периоде у ребенка формируется сексуальная личность. В первую очередь устанавливается мораль, которая обеспечивает процесс цивилизации. Из этого складывается отношение к семье, нации, государству.
На данном этапе возникает взрослая личность с такими качествами, как:
Сексуально-социальный контур отвечает за установление моральных норм, продолжение рода и воспитание детей.
Контур наслаждения
Уровень сознания, который открывает тело человека как способ наслаждения. Он представлен в виде йоги, гипноза, шаманизма. Контролирует наслаждение, блаженство, реакци ю «кайфа», исцеление верой.
Контур экстаза
Этот импринт вступает в силу, когда нервная система осознает свой контроль над телом. Человек впадает в экстаз, наслаждаясь ее интенсивным функционированием.
Нейрогенетический
Система является коллективной, т.к. объединяет все этапы эволюции. Активирует работу всего необычного и феноменального в нервной системе человека. К типу нейрогенетического контура относятся мифические герои, которые управляют сознанием людей.
Отличие импринтинга от условных и безусловных рефлексов
Импринтинг – система приобретенного поведения. Он характеризуется автоматизмом действий и является лишь маленьким шагом в сравнении с врожденными и приобретенными инстинктами.
Безусловные рефлексы (врожденные) предусматривают определенность и установленную структуру поведения. С ними человек рождается и этому нельзя научиться. Врожденный рефлекс не допускает ошибок в тех или иных ситуациях. Например, чихание, одергивание руки от горячего утюга, зажмуривание в случае приближения предметов. Такие действия выполняет каждый человек с рождения.
Условные рефлексы (приобретенные) – более рискованные. При неправильной постановке учебного процесса, необходимый паттерн в поведении может не возникнуть. Эта модель компенсируется гибкостью в приспособлении к меняющимся ситуациям.
Реимпринтинг
Существует противоположное понятие импринта – термин реимпринтинг. Это когда человек перепрограммирует полученное обучение на соответствующем этапе развития. Как отменить действие импринтинга, или как избавиться от него, знают психологи и психотерапевты.
Интересные факты
Мы постоянно сталкиваемся с ощущениями, которые нам кажутся необычными и абсурдными, но в итоге они оказываются правдивыми. Например:
Существует много непонятного и непредвиденного в жизни и поведении людей. Многие факты выглядят тайнами, раскрыть которые помогает теория импринтинга.
Александр Горбунов
Я главный редактор сайта турбо-суслик.орг. Спасибо за Ваше время! Надеюсь, публикация была Вам полезна.
Импринтинг (запечатление) в психологии: примеры у человека
Импринтинг – интересный феномен в психологии, который есть как у людей, так и у животных. Он означает «запечатление». Импринтинг – это процесс прочного укоренения в памяти какого-то события или предмета, который произвел сильное впечатление.
Примером импринтинга в психологии животных может служить поведение новорожденных утят. Главным критерием в опознавании мамы-утки для них является движение. Они не могут принимать в учет другие параметры матери: не могут почувствовать ее запах, не могут опознать ее по голосу. Поэтому любой движущийся предмет, который первым попал в поле зрения утят, воспринимается ими как мама, поэтому они движутся за ним, стремятся к нему.
Что же такое импринтинг в социальной психологии?
Определение в психологии
В психологии импринтинг – это особый вид памяти, с помощью которого человек накапливает жизненный опыт, развивает у себя определенные навыки. Психофизиологи полагают, что импринтинг занимает промежуточное положение между врожденными инстинктами и специально организованным обучением. На определенном этапе онтогенеза мозг ориентирован на усвоение жизненно важной информации, это запечатление происходит мгновенно, в дальнейшем изменить его практически невозможно.
Зоопсихолог и этолог К. Лоренц первым обратил внимание на феномен запечатления у животных, который необходим им для выживания. В дальнейшем эта особенность психики из сферы зоопсихологии была перенесена на психику человека, где были установлены более широкие функции этого явления:
Сегодня установлено, что импринтинг – это в большей степени явление детской психологии: дети в возрасте от 1 до 3 лет стремятся всюду быть рядом с мамой, болезненно реагируют на вынужденную разлуку с ней. Хотя он имеет место и в период подросткового возраста, и в юношестве, и во взрослой жизни. На более поздних этапах онтогенеза феномен запоминания проявляется при возникновении новых для человека стрессовых ситуаций. Им может стать первая влюбленность, профессиональный успех или неудача.
Примечательно, что такое запечатление в дальнейшем определяет реакции и поведение человека в аналогичных ситуациях. Именно поэтому особое запечатление (импринтинг) используют практикующие психологи для коррекции неэффективного поведения клиентов.
Признаки запечатления
В психологии установлено, что признаки импринтинга – это:
Виды импринтинга
Принято выделять следующие виды импринтинга:
Установлено, что дети, которых по объективным причинам разлучили с матерью после появления на свет, рискуют вырасти застенчивыми, неуверенными в себе. Длительная разлука новорожденного с матерью может привести к психической травме, последствия которой будет крайне сложно исправить.
Эмоционально-двигательное запечатление определяет формирование у малыша таких черт, как сила или слабость характера, упрямство или послушание, уверенность в себе или тревожность.
Благодаря этому виду запечатления у ребенка формируются такие черты личности, как стремление к открытию нового или пассивность, лидерские способности или подчиненность.
Пример импринтинга из моей практики
Однажды ко мне на прием пришла Анна, ей было 25 лет. Она просила помощи: на протяжении многих лет она не может найти спутника жизни. Случаются мимолетные увлечение, двухнедельные романы, но серьезных отношений не получается.
Затем мы перешли к анализу опыта отношений с противоположным полом у самой Анны. Выяснилось, что первая влюбленность у девушки случилась в 9 классе. Одноклассник пригласил ее на свидание, она была на седьмом небе от счастья. Однако кавалер не пришел. А на следующий день она увидела, как он обнимал девушку из параллельного класса.
Я рассказала девушке, что такое импринтинг в психологии, как метод импринтинга влияет на наши мысли, установки, поведение, реакции на события.
Так, первое негативное запоминание, связанное с брачно-семейными отношениями, было усвоено девочкой в детстве на бессознательном уровне. Когда отец ушел из семьи, мать регулярно подкрепляла в сознании девочки стереотип о том, что «все мужики – козлы». В подростковом возрасте образ из детского периода подкрепился предательством молодого человека, который был ее первой любовью. Именно этот двойной негативный пример импринтинга у человека препятствует отношениям с мужчинами.
Заключение
Импринтинг – это механизм, лежащий в основе поведения человека. Можно сказать, что импринтинг – это такая специфичная форма бессознательного обучения, которую организуют наши родители, а также новые ситуации в жизни. Молодым родителям следует помнить, что дети, вырастая, копируют их модель поведения в собственной семье. Важно обращать внимание на собственную речь, вредные привычки, поведенческие реакции в отношении супруга или супруги.
Импринтинг: что это такое и как он работает
Человеческая психика представляет собой феномен, который еще недостаточно изучен учеными. То же самое с памятью и эмоциями. А если эти три вещи объединить и заставить человека пережить сильное потрясение или переживание, возникнет еще один феномен, называемый импринтингом.
У термина «импринтинг» (или «запечатление») два определения, не противоречащих друг другу.
Импринтинг — фиксация определенной информации в памяти и зависимость от нее.
Импринтинг — специфическая форма обучения, закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врожденных поведенческих актов.
Этот феномен открыл австрийский зоолог и зоопсихолог Конрад Лоренц, когда наблюдал за поведением серых гусей. Он заметил, что животные наследуют поведение своих родителей. Особенно важны первые дни их жизни. Если вылупившимся цыплятам вместо родной мамы подсунуть резиновый мячик, то они будут воспринимать этот предмет как своего родителя. Лоренц сделал вывод, что с человеческими особями происходит то же самое — какое-либо сильное переживание накладывает такой отпечаток на психику человека, что становится необратимым и влияет на всю последующую жизнь, реакции и поведение.
Существует теория, согласно которой в психике человека имеется механизм высвобождения. Чтобы он пришел в действие, необходимы обонятельные, тактильные, зрительные и прочие раздражители, которые строго индивидуальны для каждого человека и запрограммированы генетически. Если все элементы сходятся в строго определенные, критические моменты формирования личности, срабатывает механизм высвобождения: манера поведения или цепочка реакций быстро запечатлевается в психике, приобретая необыкновенную стойкость.
Импринтингом может быть:
Признаки импринтинга
Наиболее сильное влияние закрепления признаков объектов происходит в раннем возрасте, однако история знает много случаев того, когда это случается и в более зрелом возрасте (об этих случаях мы поговорим позже). Результаты импринтинга с очень большим трудом поддаются дальнейшему изменению (так называемая «необратимость результатов запечатления»).
Вот характерные признаки импринтинга:
Социальный импринтинг
Социальный импринтинг проявляется в наборе импринтов — встречающихся у людей базовых принципов, ценностях и этнических стереотипах, которые регламентируют отношение к вере, любви, дисциплине, лидерству и так далее.
Социальный импринтинг играет не последнюю роль в инновациях и их неприятии. Даже если инновационный товар лучше и дешевле обычного, его может ждать большой провал.
Признаки импринтинга можно увидеть и в рекламе. Скажите, как давно у вас Новый год стал ассоциироваться не только с оливье и мандаринами, но и кока-колой? В конце концов, если что-то рекламировать достаточно часто, рано или поздно оно совпадет с сенсибильным, критическим периодом времени и отложится в памяти.
Какой вывод можно сделать?
Если просто, то ваш ребенок неосознанно запечатлевает ваши шаблоны поведения, некоторые из которых могут настолько сильно въесться в его личность, что станут его частью. Возможно, последствия не будут заметны здесь и сейчас, однако спустя пару месяцев (а может и лет), они обязательно проявятся и останется только гадать, откуда все это появилось. На что в своем поведении следует обратить внимание?
Как уже было сказано, невозможно точно предсказать, когда сработает механизм высвобождения. Однако, когда это случится, последствий не избежать. И, как правило, они будут негативными.
Но есть и позитивные последствия, которые можно развить, если знать об импринтинге. Психолог Жо Годфруа пишет: «Если выбрать 141 язык, на каждом из которых говорит не менее миллиона человек, то окажется, что эти языки содержат от 15 до 85 фонем. Как выяснилось, в первый год жизни почти каждый младенец способен без труда произносить до 75 различных фонем, с одинаковым успехом воспроизводя английское th, щелкающие звуки языка бушменов и арабские гортанные звуки. Другое дело, что не все его звуки получают подкрепление со стороны окружающих. Некоторые просто не замечаются, а другие, наоборот, — встречают бурное одобрение».
Ученым еще предстоит многое узнать об импринтинге, чтобы появилась возможность использовать эти знания для всеобщего блага. Например, можно будет привить правильную, позитивную реакцию на ошибки и провалы, с вызовом реагировать на страх или прекратить бояться отказов.
Импринтинг еще называют мгновенным обучением и неспроста. При полном понимании того, как работает этот механизм, можно совершить революцию в сфере обучения и саморазвития. Он позволит развивать мышление в максимально короткий срок.
Также в интернете появляются люди, желающие экспериментировать с импринтингом: они искусственно вводят себя в особое состояние, а затем формируют в себе быстрое переживание. Цель — избавиться от фобии или привить себе хорошую привычку. Но мы не рекомендуем заниматься подобным, потому что можно очень легко навредить себе и приобрести новую фобию вместо или даже вместе со старой.
Импринтинг в психологии: что это простыми словами
Приветствую Вас, друзья!
Импринтинг – это интересное психофизиологическое явление, которое наблюдается как у животных, так и у человека. Заключается оно в том, что в определенные моменты память живого существа срабатывает особым образом, навсегда запечатлевая определенные чувства или действия.
У большинства видов этот механизм используется для того, чтобы обеспечить выживание особи и воспроизведение потомства, но для человека он превратился в нечто большее. Сегодня мы подробно разберём, что такое импринтинг, каким он бывает и как работает с точки зрения психологии.
Что такое импринтинг?
Импринтинг (от английского «imprinting» – «впечатывание») — это особая форма обучения, во время которой информация запоминается мгновенно и сохраняется на всю жизнь. Она буквально впечатывается в мозг и в дальнейшем проявляется на уровне инстинктов. Поэтому особенности поведения, зафиксированные в процессе импринтинга, сложно контролировать и практически невозможно изменить. Информация, запомненная посредством данного механизма, не требует позитивного подкрепления (не нужно ничего повторять – она и так хранится всю жизнь).
Важно учитывать, что импринтинг действует на уровне восприятия, фиксируя в памяти объекты, ощущения и последовательности действий. То есть, нельзя при помощи импринтинга выучить стихотворение. В то же время он помогает запоминать сложные последовательности действий, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Объектами импринтинга для всех животных выступают в первую очередь родители, другие детёныши из того же выводка, пища и опасности. Так природа решает важную проблему, заключающуюся в том, что нельзя передать сложный образ природного врага или потенциального полового партнера при помощи генов. Поэтому молодые особи приобретают базовые механизмы выживания и воспроизведения потомства, запоминая окружающие их объекты.
В русском языке наряду со словом «импринтинг» используется термин «запечатление». В разных научных работах предпочтение может отдаваться одному или другому варианту.
Открытие импринтинга
Существование импринтинга обнаружил австрийский зоолог Конрад Лоренц (1903 – 1989), основным предметом изучения которого была зоопсихология. Он обнаружил, что наследование животными определенных паттернов поведения от родителей обусловлено не генами, а впечатлениями, полученными в первые несколько дней жизни.
Лучшим примером, показывающим что такое импринтинг, является пример с гусятами, которые ходят за матерью «гуськом». Дело в том, что именно на этом примере Лоренц объяснил концепцию импринтинга. Ученый любил серых гусей, потратил много лет на исследование психологии этих птиц и даже посвятил им целую книгу.
Разумеется, будучи зоологом, Лоренц исследовал преимущественно животных. Но это не мешало ему изучать и человеческий вид. Ряд наблюдений позволил ученому с уверенностью утверждать, что импринтинг присутствует и у человека, позволяя ему в раннем детстве формировать ключевые паттерны поведения на всю жизнь.
Импринтинг в человеческой природе
Данное явление представляет собой мощный механизм приобретения и закрепления жизненно необходимого опыта. По своей природе оно представляет собой нечто среднее между врожденными инстинктами и обычными приобретенными знаниями. Запечатление не позволяет нам просто запомнить полезную информацию и в дальнейшем применять её при необходимости. Оно формирует у нас паттерны восприятия и поведения, на которые мы не можем повлиять. И в этом плане оно ближе к инстинктам.
Импринтинг – это механизм, изначально основанный на запоминании. Но продиктованные им шаблоны поведения действуют, как инстинкты, выглядят, как инстинкты, и ощущаются, как инстинкты.
Как правило, импринтинг связан с нормативными возрастными кризисами (кризис новорожденности, кризис подросткового возраста, кризис среднего возраста и прочие), а также с событиями, в которых сильная эмоциональная окраска совмещается с ощущением значительных перемен. Это может быть переезд в другой город, поступление в вуз, получение первой работы и прочие события сопоставимой или большей значимости. Чем моложе человек, тем выше вероятность, что при ощущении жизненных перемен у него активируется механизм запечатления.
Психологам известна интересная особенность человеческого импринтинга, основанная на том, что момент запечатления обычно проходит полностью бессознательно. В результате человек не помнит, когда именно у него сформировалась определенная привычка. В большинстве случаев это приводит к тому, что он самостоятельно придумывает объяснение, которое для него выглядит логичным и настолько убедительным, что он сам не сомневается в его истинности.
Иногда импринтинг приводит к формированию социально неприемлемого шаблона поведения. В таких случаях человек пытается бороться с ним, но в большинстве случаев безуспешно. Как правило, решить подобную проблему можно, обратившись за помощью к психотерапевту, который сумеет локализовать нежелательное запечатление и помочь с ним справиться.
Импринтинг в психологии
У животных запечатление представляет собой механизм, обеспечивающий, прежде всего, выживание и воспроизведение потомства. Для человека оно не имеет такого решающего значения, поскольку у нас есть альтернативный способ получения знаний – обычное обучение. И всё же многие наши привычки, особенности восприятия и поведенческие паттерны обусловлены именно импринтингом.
Если у животных импринтинг обычно активен только в первые часы (или первые дни) после появления на свет, то у человека возникает достаточно много периодов в жизни, когда активируется данный механизм. Такое состояние называется импринтной уязвимостью или сенсибилизацией. И всё же наиболее изученной формой импринтинга у человека остаётся именно детское запечатление, возникающее сразу после рождения и постепенно исчезающее к годовалому возрасту.
Предполагается, что состояние импринтной уязвимости может возникать у человека в любом возрасте под действием возрастных кризисов, внешних кризисных ситуаций, психических травм или резко изменившихся жизненных обстоятельств (переезд, приобретение или потеря дорогостоящего имущества и прочее). Считается, что сохранение механизмов импринтинга у взрослых людей необходимо для обеспечения социальной адаптации.
Разновидности импринтинга
Пытаясь лучше понять, что такое импринтинг, психологи нашли достаточно много разных видов запечатления, свойственных человеку. Рассмотрим наиболее распространенные (и хорошо изученные) виды импринтинга:
Заключение
Импринтинг – это важный механизм, делающий нас теми, кем мы есть. Это особая форма обучения, существующая на бессознательном уровне и превращающая важные действия в инстинктивные реакции. Практически все наши манеры поведения формируются в глубоком детстве – под влиянием родных и близких людей. Об этом важно помнить родителям, которым свойственно недооценивать собственное влияние на будущее своих детей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети выросли порядочными, ответственными и дисциплинированными, ведите себя при них именно так и никак иначе.