Счет 207 в бюджетном учете для чего используется
Энциклопедия решений. Расчеты по кредитам, займам и ссудам. Счет 207 00 (для бюджетной сферы)
Расчеты по кредитам, займам (ссудам). Счет 207 00 (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
— начисленным по суммам заимствований в соответствии с условиями их предоставления процентам, штрафам и пеням.
Аналитический учет расчетов по кредитам, займам (ссудам) ведется в Карточке учета выданных бюджетных кредитов, займов (ссуд) (ф. 0504057) в разрезе:
— сумм основного долга;
— начисленных процентов, штрафов и (или) пеней.
Карточка (ф. 0504057) имеет два радела.
В разделе I «Погашение кредитов, займов (ссуд)» отражаются:
— целевое назначение выданного кредита, займа (ссуды), категории задолженности;
— срок погашения выданного кредита (займа, ссуды);
— суммовые данные, характеризующие состояние расчетов по выданному кредиту (займу, ссуде).
В разделе II «Проценты (штрафы, пени) за пользование кредитом, займом (ссудой)» отражаются:
— установленная ставка за пользование кредитом (займом, ссудой);
— дата, установленная для уплаты начисленных процентов, штрафов, пеней;
— суммовые показатели, характеризующие состояние расчетов по начисленным процентам за пользование кредитом (займом, ссудой), штрафов, пеней.
Синтетический учет по счету 207 00 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» ведется в следующих регистрах (п. 211 Инструкции N 157н):
Операции, подлежащие учету
Журнал операций с безналичными денежными средствами
Операции, связанные с расчетами по выданным кредитам (займам, ссуде), а также начисленным процентам, штрафам и (или) пеням
Журнал по прочим операциям
Операции по переоценке сумм заимствований и начислению процентов, пеней (штрафов)
Операции на счете 207 00 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» отражаются следующим образом.
По дебету счета 207 00 отражаются:
— суммы предоставленных кредитов (займов, ссуд);
— суммы начисленных процентов, штрафов пеней.
По кредиту счета 207 00 отражаются:
— суммы поступающих в погашение выданных учреждением кредитов (займов, ссуд), процентов по ним, штрафов, пеней;
— списание нереальной ко взысканию задолженности по предоставленным займам (ссудам), с одновременным отражением списанной задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов по кредитам, займам (ссудам), смотрите в путеводителях:
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на август 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Сотрудники направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Объединенная редакция «Бюджетная сфера»:
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Департамент бюджетной методологии:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт
Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.
Какие задачи решает Центр:
1. Разработка единых методологических подходов к применению бюджетного законодательства.
2. Взаимодействие с органами госуправления и крупнейшими учреждениями.
3. Предоставление устных и письменных консультаций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и отчетности в секторе госуправления, бюджетному законодательству, финансовому контролю и аудиту, правовому положению государственных (муниципальных) учреждений.
4. Подготовка новостных и аналитических материалов (энциклопедий, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов), интернет-рассылок, статей, репортажей и интервью как в текстовом, так и в видеоформате для всех продуктов компании «Гарант», включая систему ГАРАНТ и портал ГАРАНТ.РУ.
5. Анализ бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики и подготовка предложений по оптимизации и автоматизации учетных процессов.
6. Оказание поддержки при проверках финансово-хозяйственной деятельности.
7. Организация и проведение региональных семинаров и круглых столов.
8. Разработка проектов локальных актов, включая учетную политику.
9. Разработка программ повышения квалификации.
10. Осуществление исследований по изучению тенденций, технологий и лучших практик внедрения новых положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне («Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений»; «Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита», «Модели налогового учета в учреждениях высшего образования», «Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета», «Сравнительные характеристики систем оплаты труда медицинских учреждений в различных регионах» и др.).
В Центре работают специалисты:
1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы, имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.
2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.
3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.
Госсектор. Новые редакции инструкций по бухучету
Содержание
Разберем основные новшества в сфере бухгалтерского (бюджетного) учета, предусмотренные этим приказом.
Формирование номеров счетов бухучета
При формировании 1-17 разрядов счета бюджетного учета в казенных учреждениях применяются 4-20 разряды кодов бюджетной классификации, используемых для составления и исполнения бюджетов, а в 24-26 разрядах – соответствующие коды КОСГУ.
Что касается бюджетных и автономных учреждений, то для них начиная с 2016 года действует требование об обязательном включении в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов бухучета кодов:
23 января 2017 года
Программа повышения квалификации «Бухгалтерский и налоговый учет в госсекторе: последние изменения, типичные нарушения и ответственность за их совершение»
Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно будет задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не будет урегулирован, то в этих разрядах необходимо будет указывать нули.
И наконец, согласно п. 21.1 Инструкции № 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н) в 1-4 разрядах номера счета с 1 января 2017 года бюджетные и автономные учреждения обязательно должны отражать коды раздела и подраздела расходов бюджета.
Приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н предусмотрен ряд исключений из общего порядка формирования 1-17 разряда номера счета. Все новшества обобщены в таблице:
Разряды номера счета
КРБ (код расходов бюджетов)
101 00 – 105 00,
108 00*
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов:
0 401 20 240,
0 401 20 270.
По счетам бюджетного учета дополнительно:
0 401 20 250,
0 304 04 000
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов 0 401 20 241
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 4 401 10 1
При отражении операций по централизованному снабжению
КИФ (код источников финансирования)
За исключением 201 35, который применяется с КРБ
820 – в 15-17 разрядах счетов бюджетного учета
* Если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества или с требованиями главного администратора бюджетных средств
** Если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов, обязательств
Учреждение вправе задействовать 1-17 разряды номера счета, в котором Инструкциями предусмотрены нули, для ведения аналитического учета. Необходимость такого учета, например, может быть обусловлена дополнительными требованиями по раскрытию информации в отчетности, предъявляемыми органом – учредителем. Соответствующие положения надо утвердить в учетной политике.
Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности
Исправление последним днем отчетного периода теперь может быть сделано даже после представления отчетности. Порядок исправления ошибок согласно новой редакции п. 18 Инструкции № 157н смотрите в таблице:
Когда обнаружена ошибка
Период исправления ошибки
Способ исправления ошибки
Условия применения способа исправления / Примечание
После представления, но до утверждения отчетности
Последним днем отчетного периода
Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись
Информацию об исправительных проводках и изменении показателей отчета раскрыть в Пояснительной записке
Решение об исправлении отчетности (внесении уточненной отчетности) принято:
– финорганом;
– ГРБС;
– органом – учредителем
Под датой утверждения бюджетной отчетности понимается дата утверждения отчета об исполнении бюджета публично-правового образования соответствующим законом (решением) (ст. 264.6 БК РФ)
После представления, но до утверждения отчетности
Датой обнаружения ошибки
Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись
Финорган (ГРБС, орган – учредитель) НЕ принял решение об исправлении отчетности
После утверждения отчетности
После вступления в силу федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» исправительные проводки в отчетности текущего года учитывать не будем – проводим ретроспективный пересчет отчетности (изменение остатков в прошлых отчетах)
До представления отчетности
Последним днем отчетного периода
Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись
Требуется корректировка регистров бухучета
До представления отчетности
Датой обнаружения ошибки (текущей датой)
Зачеркивание тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое
И
Написание над зачеркнутым исправленного текста и суммы.
В учетном регистре за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»
НЕ требуется корректировка регистров бухучета
По результатам камеральной проверки отчетности орган, составляющий сводный (консолидированный) отчет, оформляет Уведомление о принятии отчетности или о несоответствии отчета установленным требованиям. В последнем случае учреждению предоставляется время на исправление отчетных форм. Теперь соответствующие положения предусмотрены как Инструкцией № 191н, так и Инструкцией № 33н.
Учет расчетов по получению субсидий и возврату остатков субсидий в бюджет
Предусмотрены новые корреспонденции, а также уточнены ранее установленные корреспонденции, применяемые для отражения в учете ряда важных фактов хозяйственной жизни. Так, расчеты по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания, а также по целевым субсидиям надо учитывать с применением следующих корреспонденций:
Содержание хозяйственной операции
Порядок отражения в учете бюджетного (автономного) учреждения
Начисление доходов в сумме субсидии на выполнение задания
Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания, подлежащей предоставлению в очередных годах на основании заключенного в текущем году соглашения
Признание доходами текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания
Отражение задолженности перед бюджетом в части возврата:
– остатков субсидий на выполнение задания в связи с недостижением показателей характеризующих его объем;
– неиспользованного остатка целевых субсидий прошлых лет;
– целевых субсидий в случае выявления факта нарушения порядка их использования
Погашение задолженности перед бюджетом в части средств целевых субсидий, подлежащих возврату
Отражение задолженности по доходам в части остатков целевых субсидий прошлых лет, потребность в которых подтверждена учредителем
Учет отложенных обязательств
Операции по начислению резервов и принятию обязательств за счет резервов помимо балансового учета должны быть отражены на счетах по санкционированию расходов. Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н уточняет порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства». Обновленными редакциями Инструкции № 162н, Инструкции № 174н и Инструкции № 183н установлен следующий порядок учета отложенных обязательств:
Содержание хозяйственной операции
Порядок отражения в учете
Принятие обязательств, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определен период их исполнения (финансовый год):
– в казенном учреждении
1 501 93 000,
1 503 93 000
– в бюджетном (автономном) учреждении
Принятие обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и периода его исполнения (финансового года))
– в казенном учреждении
– в бюджетном (автономном) учреждении
Учет изменения кадастровой стоимости земли
Урегулирован порядок учета операций по изменению кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у учреждений либо в казне публично-правового образования. Для отражения в учете изменения стоимости земельных участков (за исключением проведения переоценки по решению Правительства РФ) надо применять корреспонденцию:
0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»
1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»
0 401 10 180 «Прочие доходы»
В случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении
В случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком «минус»
Основания проведения инвентаризации и порядок учета ее результатов
Обновленная редакция п. 20 Инструкции № 157н будет содержать перечень оснований для обязательного проведения инвентаризации:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел);
при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета;
в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина России.
Кроме того, определен порядок отражения в учете результатов инвентаризации:
Основание проведения инвентаризации
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
В годовой бухгалтерской отчетности
Даже если протоколы, акты были подписаны в текущем году, например, в январе
При реорганизации (ликвидации) субъекта учета
В бухгалтерской отчетности, представляемой на дату реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения органа власти (местного самоуправления)
В учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация
Правила применения забалансовых счетов 17 и 18
Уточнены наименования и порядок отражения операций по забалансовым счетам 17 и 18. Теперь в обновленной редакции п. 365 и п. 367 Инструкции № 157н прямо определен такой порядок учета за балансом следующих операций:
Счет 18 «Выбытия денежных средств»
Возврат остатков неиспользованных субсидий (грантов) прошлых лет (в разрезе КДБ)
Поступления от возвратов расходов (источников) текущего года (в разрезе КРБ, КИФ), учтенные на счете 18
Счет 17 «Поступление денежных средств»
Перечисление возвратов поступлений, учитываемых на счете 17
Для бюджетных и автономных учреждений меняется порядок отражения операций по возвратам остатков субсидий прошлых лет. Такие поступления теперь учитываются как увеличение по счету 18. Ранее аналогичные операции надо было отражать в качестве уменьшения по забалансовому счету 17 в разрезе кодов классификации доходов бюджета (КДБ).
Еще больше информации о последних изменениях в инструкции по бухучету и отчетности в госсекторе смотрите в системе ГАРАНТ.
Для казенных учреждений уточнен порядок учета движения денежных средств при оплате расходных обязательств наличными деньгами. Речь идет об учете на счетах 17 и 18, открытых к балансовым счетам 0 201 34 000 «Касса» и 0 210 03 000 «Расчеты финансовым органом по наличным денежным средствам». Так, обновленный п. 367 Инструкции № 157н прямо предусматривает, что операции по возврату расходов текущего года отражаются в качестве уменьшения по счету 18. При этом не предусмотрено исключений для ситуаций, когда восстанавливаемые расходы были произведены в текущем году с лицевого счета. То есть в качестве уменьшения по счету 18 могут быть отражены внесенные в кассу денежные средства даже при отсутствии в текущем периоде выплат из кассы. Напомним, ранее исключалась возможность отражения отрицательного показателя по счету 18, открытому к балансовым счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000 (см., в частности, п. 3.2 раздела I совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 4 июля 2016 г. №№ 02-07-07/39110, 07-04-05/02-493).
Применение счета 209 00
Обновленная редакция п. 220 Инструкции № 157н прямо предусматривает применение счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» для учета сумм, поступивших в качестве компенсации расходов, понесенных учреждением в результате реализации требований законодательства. Один из примеров такой компенсации – поступающие от ФСС РФ средства на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Начисление доходов в сумме компенсации ранее произведенных расходов отражается по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130. Например, при расчетах с ФСС по предупредительным мерам в казенном учреждении могут применяться такие корреспонденции:
Начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Перечисление денежных средств за имущество и услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма
1 302 34 830
1 302 26 830
1 304 05 340
1 304 05 226
Поступило имущество, оказаны услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма
1 105 ХХ 340
1 401 20 226
(119) 1 302 34 730
(119) 1 302 26 730
Начисление требований по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма
Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС
Перечислено в ФСС за вычетом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов
Кроме того, теперь при формировании 1-17 разрядов номера счета аналитического учета счета 0 209 30 000 могут быть включены не только коды КДБ, но и коды КРБ. Такой порядок позволяет обособленно учитывать на этом счете расчеты по суммам подлежащей возврату учреждению «расходной» дебиторской задолженности, по которой ведется претензионная работа. В частности:
Учет НДС по перечисленным авансам
Налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность по принятию налога к вычету. Таким образом, налогоплательщик-покупатель при получении авансового счета-фактуры от продавца может воспользоваться своим правом на вычет по НДС. Для учета подобных операций теперь предусмотрен специальный счет 0 210 13 000 “Расчеты по НДС по авансам выплаченным”. Порядок применения этого счета смотрите в таблице:
Перечислен аванс в счет предстоящей поставки
Коротко об основах бюджетного учета
Рабочий счет состоит из 26 знаков:
первые 17 знаков — КПС (классификационный признак счета);
18 разряд — КФО (код финансового обеспечения);
с 19 по 23 разряд — Счет единого плана счетов;
с 24 по 26 разряд — КЭК (код экономической классификации).
При составлении проводки сначала определяем 19-23 разряды счетов Дт и Кт. Для этого можно воспользоваться хитростью — составить проводку по коммерческому плану счетов и «перевести» проводку на счета бюджетного учета.
В таблице представлены некоторые аналоги счетов:
Счета коммерческого плана счетов
Аналог из бюджетного учета — счет единого плана счетов государственных учреждений
Амортизация основных средств
Амортизация нематериальных активов
Вложения во внеоборотные активы
Животные на выращивании и откорме
НДС по приобретенным ценностям
201.11, 304.05, 210.02, 201.21
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками
Расчеты по налогам и сборам
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
Расчеты с персоналом по оплате труда
Расчеты с подотчетными лицами
Прочие доходы и расходы
Резервы предстоящих расходов
Расходы будущих периодов
Доходы будущих периодов
В 1С: БГУ с прошлого года у счетов появился срок действия. Например, счет 208.96, действующий до 31.12.2018 назывался «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов», а 208.96, действующий с 01.01.19 называется «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам». То есть в плане счетов с одним и тем же номером может быть несколько счетов разного назначения. При составлении проводки нужно ориентироваться на дату, когда эта проводка должна быть отражена.
Определив Счет-группу, переходим к определению субсчета. Тут уже можно ориентировать на названия субсчетов. Например: счет-группа 302.00 имеет субсчета: 302.21 — Расчеты по услугам связи, 302.23 — Расчеты по коммунальным услугам и т.д.
Если с определением счета возникнет сложность, то всегда можно обратиться к Приказу Минфина РФ N157н от 01.12.2010. В этом приказе описан Единый План Счетов ( ЕПС ) и Инструкция по его применению.
ЕПС состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию: