Щма 16 на пбв 60 что это значит
Щма 16 на пбв 60 что это значит
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ
BITUMINOUS STONE MASTIC MIXTURES AND STONE MASTIC ASPHALT
Дата введения 2003-05-01
1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Союздорнии», Корпорацией «Трансстрой» и Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России
ВНЕСЕН Госстроем России
2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 17 октября 2002 г.
За принятие проголосовали
Наименование органа государственного управления строительством
Госстрой Азербайджанской Республики
Министерство градостроительства Республики Армения
Казстройкомитет Республики Казахстан
Государственная Комиссия по архитектуре и строительству при Правительстве Кыргызской Республики
Министерство экологии, строительства и развития территории Республики Молдова
Комархстрой Республики Таджикистан
Госкомархитектстрой Республики Узбекистан
4 В настоящем стандарте учтены основные положения международных стандартов* ИСО [1, 2], европейского стандарта pr EN 13108-6 [3], финских норм на асфальт 2000 [4] и немецких технических указаний ZTV Asphalt-StB 02 [5]
5 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 мая 2003 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Госстроя России от 5 апреля 2003 г. N 33
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2004 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на горячие щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон, применяемые для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей.
Требования, изложенные в разделах 4, 5, 6 и 7, являются обязательными.
2 Нормативные ссылки
Перечень межгосударственных стандартов, ссылки на которые использованы в настоящем стандарте, приведен в приложении А.
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
4 Основные параметры и виды
5 Технические требования
5.1 Смеси должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке предприятием-изготовителем.
5.2 Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов должны соответствовать указанным в таблице 1.
В процентах по массе
Вид смесей и асфальтобетонов
Размер зерен, мм, мельче
5.3 Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 2.
Значение показателя для дорожно-климатических зон
Пористость минеральной части,%
Водонасыщение,% по объему:
образцов, отформованных из смесей
вырубок и кернов готового покрытия, не более
Предел прочности при сжатии, МПа, не менее:
при температуре 20 °С
при температуре 50 °С
коэффициент внутреннего трения, не менее
сцепление при сдвиге при температуре 50 °С, МПа, не менее
Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее
1 Для ЩМА-10 допускается снижать нормы коэффициента внутреннего трения на 0,01 по абсолютной величине.
2 При использовании полимерно-битумных вяжущих допускается снижать нормы сцепления при сдвиге и предела прочности на растяжение при расколе на 20%.
3 При использовании смесей для покрытия аэродромов в местах стоянок воздушных судов нормы прочности при сжатии и сцепления при сдвиге следует увеличивать на 25%.
5.4 Смеси должны выдерживать испытание на сцепление вяжущего с поверхностью минеральной части смеси.
5.6 Смеси должны быть однородными. Однородность смесей оценивают коэффициентом вариации показателей предела прочности при сжатии при температуре 50 °С, который должен быть не более 0,18.
5.7 Температура смесей в зависимости от применяемого битумного вяжущего при отгрузке потребителю и при укладке должна соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25 °С
ЩМА: что скрывается за асфальтовой аббревиатурой
Что такое ЩМА и как его укладывают?
Где применяется ЩМА?
Уже более десяти лет на сети федеральных дорог России устраивают покрытие из ЩМА. Оно настолько хорошо себя зарекомендовало, что на данный момент любые работы, связанные с заменой верхнего слоя покрытия на подведомственной Росавтодору сети, что на территории центральной части страны, что на Урале или Дальнем Востоке, проводятся с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона. Из некогда внедряемого по программе инноваций опытного материала он стал широко применяемым не только на федеральных, но и на региональных трассах, а также на улицах городов. Так, ЩМА широко применяют в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Например, на региональных дорогах в Ленинградской области впервые такая смесь была опробована в 2017 году при ремонте участка Колтушского шоссе. Как пояснили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе дорожного комитета Ленобласти, с учетом того, что данное покрытие показало себя с лучшей стороны на одной из самых загруженных трасс в регионе, было принято решение и дальше использовать его при ремонте самых грузонапряженных региональных магистралей.
В пресс-службе Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области порталу «ДорИнфо» сообщили, что для улучшения качества и долговечности асфальтобетонных покрытий на дорогах в регионе сейчас также применяется щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси. Кроме того, на трассах с высокой интенсивностью движения вместо обычных нефтяных битумов для производства смесей конструктивных слоев дорожной одежды в основном применяется привозной высокопрочный щебень с уральских щебеночных карьеров. По данным ведомства, в этом году объем ремонта, капремонта и строительства автодорог регионального значения в черте Самарской области с использованием ЩМА составил более 80 %. В 2020 году применение ЩМА на дорогах регионального значения планируется в аналогичном объеме.
Методы определения наличия ПБВ в асфальтобетоне (кернах асфальтобетона)
Существует устроенный верхний слой покрытия: ЩМА-20 на ПБВ 60.
Может кто подсказать как можно определить наличие ПБВ в слое асфальтобетонного покрытия по вырубкам? Существуют какие либо не Гостовские методы определения?
Какая лаборатория может выполнить данное испытание?
строительство автомобильных дорог
строительство автомобильных дорог
Есть конечно идея испытать таким способом 2 керна: первый заведомо без ПБВ, второй якобы с ПБВ и сравнить между собой полученные результаты, если у второго показатели более высокие, то можно предположить, что применяли ПБВ. Но это всё не точно.
строительство автомобильных дорог
строительство автомобильных дорог
строительство автомобильных дорог
строительство автомобильных дорог
попалось на глаза в ОДМ 218.2.003-2007 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ
МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ БЛОКСОПОЛИМЕРОВ
ТИПА СБС ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ)
В условиях увеличения интенсивности движения и роста нагрузок на дорожное покрытие, а также специфических условий эксплуатации объектов дорожного строительства в различных климатических условиях, возрастают и требования к материалам для строительства и ремонта дорожного полотна. Битумы нефтяные дорожные (БНД) в чистом виде не могут в полной мере соответствовать этим требованиям. Битум термопластичный материал, и при повышенных температурах он размягчается. При низких температурах битумы становятся твердыми и хрупкими, что приводит к образованию трещин на дорогах. Кроме того, битумы обладают недостаточно высокой адгезией к песку и щебню. Значительно повысить долговечность и качество дорожных покрытий позволяет применение полимерно-битумных вяжущих (ПБВ).
Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) — битумы, модифицированные добавлением полимеров. Также в состав ПБВ могут входить пластификаторы и адгезионные добавки.
ПБВ имеет ряд преимуществ перед применением БНД:
Вследствие повышения качества, срок службы дорожного покрытия повышается в 2 – 3 раза, с 6 лет при использовании БНД до 12 – 18 лет при использовании ПБВ. Это позволяет значительно снизить затраты на эксплуатацию и ремонт дорог.
При производстве ПБВ в качестве полимера могут использоваться термопласты, каучуки и термоэластопласты.
Термопласты отличаются способностью к многократному размягчению при повышении температуры и отвердеванию при ее снижении. Среди термопластов в процессах модификации битума участвуют полиэтилены, полипропилены, атактические полипропилены, поливинилхлориды, полистиролы, этиленвинилацетаты и вископласты.
Каучуки, или эластомеры имеют спиральное строение макромолекул, что дает возможность удлинения до 10 раз при прикладывании растягивающей нагрузки и возвращение в исходное состояние при ее снятии. Из этого класса модификаторов для улучшения свойств битума используются бутадиен-стирольные, полихлоропропеновые и этиленпропиленовые полимеры, а также бутилкаучук.
Термоэластопласты – полимеры, обладающие в условиях эксплуатации эластичными свойствами, а при повышенных температурах обратимо переходящие в пластическое или вязкотекучее состояние. Выделяют три типа термоэластопластов – полимеры стирол-бутадиен-стирол (СБС), полимеры стирол-изопрен-стирол (СИС) и полимеры стирол-этилен/бутилен-стирол (СЕ/БС).
Для модификации дорожных битумов чаще всего используют СБС. Это обусловлено их способностью не только повышать прочность битума, но и придавать полимерно-битумной композиции эластичность – причем при небольшой концентрации (3 – 5% от массы битума). Использование в рецептуре асфальтобетонной смеси битума, модифицированного полимером типа СБС, обеспечивает дорожному покрытию способность к быстрому снятию напряжений, возникающих в покрытии под воздействием движущегося транспорта.
Способы производства ПБВ
В настоящее время наиболее эффективным методом производства ПБВ можно считать процесс с использованием такого устройства, как коллоидная мельница. Это устройство позволяет измельчать полимер в процессе приготовления ПБВ. При измельчении полимера увеличивается удельная поверхность контакта смешиваемых компонентов, и соответственно ускоряются процессы набухания и растворения полимера.
Существует два способа приготовления ПБВ.
По первому основному способу все компоненты ПБВ, согласно рецептуре, перемешиваются в одной емкости.
Сперва в емкость подают битум, предварительно обезвоженный и подогретый до 110 – 120 °С. Затем туда же подают необходимое количество пластификатора, нагретого до 90 – 100 °С, и перемешивают до однородного состояния, после чего, при постоянном перемешивании, порционно вводят полимер и постепенно нагревают смесь до 155 – 160 °С. Далее смесь поступает в коллоидную мельницу. В мельнице полимер дробится на мелкие частицы и эффективно вмешивается в битум. Из мельницы смесь попадает в емкости созревания, где в течение нескольких часов происходит окончательное набухание полимера. После этого полимерно-битумное вяжущее готово к использованию.
По второму способу предварительно готовят раствор полимера в пластификаторе той концентрации, которая была установлена при подборе состава ПБВ, а затем раствор вводят в обезвоженный и нагретый битум, после чего в конце процесса – ПАВ и перемешивают смесь до однородного состояния. Если вязкость раствора полимера высока и возникают трудности при перемешивании и перекачке в расходные емкости, то в него добавляют битум в количестве, равном содержанию раствора в емкости. Получается битумосодержащий раствор полимера, который затем вводят в битум и перемешивают до однородного состояния.
Для ускорения процесса измельчения и набухания полимера, уменьшения температуры протекания процесса и соответственно для минимизации затрат, целесообразно применять комплексные полимерные добавки, в состав которых, кроме полимера, входят специальные поверхностно-активные вещества. В этом случае снижается или вовсе исключается необходимость введения пластификатора, что также снижает себестоимость производимого ПБВ.
Пластификаторы для ПБВ
При введении термоэластопластов в битум без пластификаторов для получения ПБВ с оптимальными свойствами требуется как минимум 5 – 6% полимера по массе. При этом вязкость получаемого вяжущего существенно выше вязкости битумов, что может привести к технологическим затруднениям при приготовлении асфальтобетонных смесей на АБЗ. Повышать же температуру приготовления более 160 °С не рекомендуется, так как в России применяются окисленные битумы, которые подвержены интенсивному старению при температурах выше 160 °С. Для получения ПБВ требуемого качества без лишних затрат полимера и энергии важно правильно подобрать пластификатор.
Рынок производства пластификаторов для ПБВ расширяется из года в год. И если раньше в качестве пластификаторов использовали индустриальные масла, экстракты селективной̆ очистки, машинные масла и т.д., то в настоящее время подобные пластификаторы не рекомендованы к использованию, и на смену им выпускается множество эффективных пластификаторов на основе экологически безопасного сырья. К таким относится Унипласт, производимый ООО «Селена». Использование пластификатора Унипласт позволяет обеспечить требуемый температурный режим (не выше 160°С) и существенно повысить эффективность вводимого полимера, т. е. получить ПБВ с развитой пространственной структурной полимерной сеткой при минимальном содержании полимера 2 – 2,5 %, а также, в некоторых случаях, исключить из необходимого комплекта оборудования коллоидную мельницу.
Адгезионные добавки для ПБВ
ПБВ должны характеризоваться необходимой адгезией к поверхности минеральных материалов, используемых в данной полимерасфальтобетонной смеси, чтобы как минимум обеспечить требуемый коэффициент длительной водостойкости материала и его длительную эксплуатацию в покрытии или в другой конструкции без шелушения и выкрашивания. Однако введение только полимера типа СБС в битум в большинстве случаев не позволяет получить требуемую адгезию ПБВ. Необходимо введение эффективных адгезионных добавок.
ООО «Селена» предлагает ряд высокоэффективных дорожных адгезионных добавок ДАД, отличающихся по своему химическому составу и структуре. При этом выбор конкретной марки ДАД зависит от производственных условий приготовления ПБВ, химической природы применяемого вяжущего и используемых каменных материалов.
Варьируя соотношением компонентов, можно получить ПБВ высокого качества с любыми требуемыми характеристиками.
9.2. Технические требования к полимерасфальтобетону Требования к эластичности полимерасфальтобетона в зависимости от марки ПБВ
9.2.1. Основные параметры и типы
9.2.2. Полимерасфальтобетонные смеси и полимерасфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют на: щебеночные, песчаные, щебеночно-мастичные.
9.2.3. Горячие смеси и полимерасфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на мелкозернистые – с размером зерен до 20 мм, песчаные – с размером зерен до 5 мм.
Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды: ЩМА-20 – с наибольшим размером зерендо20 мм; ЩМА-15 – до 15 мм; ЩМА-10 – до 10 мм.
9.2.4. Полимерасфальтобетоны из горячих смесей в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды: высокоплотные – с остаточной пористостью от 0,5 до 1,5%, плотные – свыше 1,5 до 3,5%.
9.2.5. Высокоплотные горячие смеси и соответствующие им полимерасфальтобетоны содержат щебень свыше 50 до 70%.
9.2.6. Щебеночные горячие смеси и плотные полимерасфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (или гравия) подразделяют на типы: А – с содержанием щебня свыше 50 до 60%, Б – свыше 40 до 50%, В – свыше 30 до 40%.
Горячие песчаные смеси и соответствующие им полимерасфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы:
Г – на песках из отсевов дробления;
Д – на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних не менее 50% по массе. Рекомендуется исключить применение мелкозернистых песков.
9.2.7. Смеси и полимерасфальтобетоны в зависимости от показателей физико-механических свойств полимерасфальтобетона и применяемых материалов подразделяют на марки, указанные в табл. 3.
Виды и типы смесей и асфальтобетонов
Виды и типы смесей и асфальтобетонов | Марки |
Горячие: | |
Высокоплотные | I |
Плотные типов: | |
А | I, II |
Б, Г | I, II |
в, д | II |
9.2.8. Полимерасфальтобетонные и щебеночно-мастичные смеси (далее смеси) должны приготавливаться в соответствии с требованиями настоящих технических условий по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке предприятием-изготовителем.
9.2.9. Для приготовления полимерасфальтобетонных смесей следует использовать ПБВ, отвечающие требованиям настоящих рекомендаций (табл. 1), требованиям ОСТ 218.010-98, ГОСТ Р 52056-2003, минеральные материалы должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-97.
Зерновые составы полимерасфальтобетонных смесей должны удовлетворять требованиям, приведенным в табл. 4, 5, щебеночно-мастичных – в табл. 6.
Для приготовления полимерасфальтобетонных смесей следует применять ПБВ, соответствующие требованиям раздела 7.
9.2.10. Температуру перемешивания ПБВ с минеральными материалами рекомендуется увеличивать на 10-20°С выше, чем при использовании битумов той же пенетрации (см. табл. 11).
9.2.11. Показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных полимерасфальтобетонов из горячих смесей различных марок, применяемые в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 7. Требования к эластичности полимерасфальтобетона в зависимости от применяемой марки ПБВ приведены в табл. 8.
9.2.12. Показатели физико-механических свойств щебеночно-мастичных полимерасфальтобетонов должны соответствовать требованиям, приведенным в табл. 9.
Требования к зерновым составам минеральной части смесей и полимерасфальтобетонов на ПБВ 300, ПБВ 200, ПБВ 130 для верхних слоев покрытий
В процентах по массе
Вид и типы смесей и полимерасфальтобетонов | Размер зерен, мм, мельче | |||||||||
20 | 15 | 10 | 5 | 2,5 | 1,25 | 0,63 | 0,315 | 0,16 | 0,071 | |
Горячие: высокоплотные плотные типов | 90-100 | 70-100 (90-100) | 56-100 (90-100) | 35-50 | 24-50 | 18-50 | 13-50 | 12-50 | 11-28 | 10-16 |
Непрерывные зерновые составы | ||||||||||
А | 90-100 | 75-100 (90-100) | 62-100 (90-100) | 40-50 | 28-38 | 20-32 | 14-23 | 10-16 | 6-14 | 4-12 |
Б | 90-100 | 80-100 | 70-100 | 50-60 | 38-48 | 28-40 | 20-30 | 14-22 | 10-16 | 6-12 |
В | 90-100 | 85-100 | 75-100 | 60-70 | 48-60 | 37-50 | 28-40 | 20-30 | 13-20 | 8-14 |
Г | – | – | – | 80-100 | 65-82 | 45-65 | 30-50 | 22-38 | 14-30 | 12-25 |
д | – | – | – | 80-100 | 60-93 | 45-85 | 30-75 | 22-55 | 15-35 | 12-25 |
Прерывистые зерновые составы | ||||||||||
А | 90-100 | 75-100 | 62-100 | 40-50 | 28-50 | 20-50 | 20-50 | 10-28 | 6-16 | 4-10 |
Б | 90-100 | 80-100 | 70-100 | 50-60 | 38-60 | 28-60 | 28-60 | 14-34 | 10-20 | 6-12 |
1. В скобках указаны требования к зерновым составам минеральной части полимерасфальтобетонных смесей при ограничении проектной документацией крупности применяемого щебня.
Требования к зерновым составам минеральной части смесей и полимерасфальтобетонов на ПБВ 90, ПБВ 60, ПБВ 40 для верхних слоев покрытий
В процентах по массе
Вид и типы смесей и полимерасфальтобетонов | Размер зерен, мм, мельче | |||||||||
20 | 15 | 10 | 5 | 2,5 | 1,25 | 0,63 | 0,315 | 0,16 | 0,071 | |
Горячие: высокоплотные плотные типов | 90-100 | 70-100 (90-100) | 56-100 (90-100) | 35-50 | 24-50 | 18-50 | 13-50 | 12-50 | 11-28 | 10-16 |
Непрерывные зерновые составы | ||||||||||
А | 90-100 | 75-100 (90-100) | 62-100 (90-100) | 40-50 | 28-38 | 20-28 | 14-20 | 10-16 | 6-12 | 4-10 |
Б | 90-100 | 80-100 | 70-100 | 50-60 | 38-48 | 28-37 | 20-28 | 14-22 | 10-16 | 6-12 |
В | 90-100 | 85-100 | 75-100 | 60-70 | 48-60 | 37-50 | 28-40 | 20-30 | 13-20 | 8-14 |
Г | – | – | – | 80-100 | 65-82 | 45-65 | 30-50 | 22-38 | 14-30 | 12-25 |
д | – | – | – | 80-100 | 60-93 | 45-85 | 30-75 | 22-55 | 15-35 | 12-25 |
Прерывистые зерновые составы | ||||||||||
А | 90-100 | 75-100 | 62-100 | 40-50 | 28-50 | 20-50 | 20-50 | 10-28 | 6-16 | 4-10 |
Б | 90-100 | 80-100 | 70-100 | 50-60 | 38-60 | 28-60 | 28-60 | 14-34 | 10-20 | 6-12 |
1. В скобках указаны требования к зерновым составам минеральной части полимерасфальтобетонных смесей при ограничении проектной документацией крупности применяемого щебня.
Требования к зерновым составам щебеночно-мастичных полимерасфальтобетонных смесей и полимерасфальтобетонов для верхних слоев покрытий
В процентах по массе
Вид смесей и асфальтобетонов | Размер зерен, мм, мельче | |||||||||
20 | 15 | 10 | 5 | 2,5 | 1,25 | 0,63 | 0,315 | 0,16 | 0,071 | |
ЩМА-10 | – | – | 100-90 | 40-30 | 29-19 | 26-16 | 22-13 | 20-11 | 17-10 | 15-10 |
ЩМА-15 | – | 100-90 | 60-40 | 35-25 | 28-18 | 25-15 | 22-12 | 20-10 | 16-9 | 14-9 |
ЩМА-20 | 100-90 | 70-50 | 42-25 | 30-20 | 25-15 | 24-13 | 21-11 | 19-9 | 15-8 | 13-8 |
Требования к показателям физико-механических свойств высокоплотных и плотных полимерасфальтобетонов
№ пп | Наименование показателя | Значение показателя для полимерасфальтобетонов марок: | Методы испытаний | |||||
I | II | |||||||
Для дорожно-климатических зон | ||||||||
I | II, III | IV, V | I | II, III | IV, V | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Предел прочности при сжатии при температуре 50°С, МПа, не менее, для полимерасфальтобетонов: | ГОСТ 12801-98 | |||||||
высокоплотный | 0,9 | 1,0 | 1,1 | |||||
плотный типов: | ||||||||
А | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | ||
Б | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 0,8 | 0,9 | 1,1 | ||
В | – | – | – | 1,0 | 1,1 | 1,2 | ||
Г | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 0,9 | 1,1 | 1,3 | ||
д | – | – | – | 1,0 | 1,2 | 1,4 | ||
Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С, МПа, для полимерасфальтобетонов всех типов, не менее | 1,9 | 2,0 | 2,0 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | ГОСТ 12801-98 | |
Предел прочности при сжатии, при температуре 0°С, МПа, для полимерасфальтобетонов всех типов, не более | 6,0 | 8,0 | 11,0 | 6,0 | 9,0 | 11,0 | ГОСТ 12801-98 | |
Водостойкость плотных полимерасфальтобетонов, не менее | 0,95 | 0,90 | 0,85 | 0,90 | 0,85 | 0,80 | ГОСТ 12801-98 | |
Водостойкость высокоплотных полимерасфальтобетонов, не менее | 0,95 | 0,95 | 0,90 | ГОСТ 12801-98 | ||||
Водостойкость плотных полимерасфальтобетонов при длительном водонасыщении, не менее | 0,90 | 0,85 | 0,75 | 0,85 | 0,75 | 0,70 | ГОСТ 12801-98 | |
7 | Водостойкость высокоплотных полимерасфальтобетонов при длительном водонасыщении, не менее | 0,95 | 0,90 | 0,85 | – | – | – | ГОСТ 12801-98 |
Глубина вдавливания штампа при температуре + 50°С, мм, не более, для полимерасфальтобетонов: | Настоящие Рекомендации п. 13.13 | |||||||
высокоплотный | 3,0 | 2,5 | 2,0 | – | – | – | ||
плотный типов: | ||||||||
А, Б, Г | 3,5 | 3,0 | 2,5 | 4,0 | 3,5 | 3,0 | ||
в, д | – | – | – | 4,5 | 4,0 | 3,5 | ||
Эластичность при температуре +50°С, количество циклов нагружения, не менее | Настоящие Рекомендации п. 13.14 | |||||||
А | 6 | 8 | 10 | 6 | 8 | 10 | ||
Б | 5 | 8 | 10 | 5 | 8 | 10 | ||
В | – | – | – | 3 | 5 | 8 | ||
Г | 5 | 8 | 10 | 5 | 5 | 10 | ||
Д | – | – | – | 3 | 5 | 8 |
Требования к эластичности полимерасфальтобетона в зависимости от марки ПБВ
Марка ПБВ | Число циклов до разрушения, не менее | ||||
Тип смеси | |||||
А | Б | В | Г | Д | |
ПБВ 40 | 13 | 10 | 10 | 13 | 12 |
ПБВ 60 | 11 | 10 | 9 | 11 | 9 |
ПБВ 90 | 10 | 9 | 8 | 10 | 8 |
ПБВ 130 | 9 | 8 | 6 | 8 | 6 |
ПБВ 200 | 7 | 6 | 4 | 7 | 4 |
ПБВ 300 | 6 | 5 | 3 | 5 | 3 |
Требования к показателям физико-механических свойств щебеночно-мастичных полимерасфальтобетонов
Наименование показателя | Значение показателя для дорожно-климатических зон | ||
I | II, III | IV, V | |
Пористость минеральной части, % | От 15 до 19 | От 15 до 19 | От 15 до 19 |
Остаточная пористость, % | От 1,5 до 4,0 | От 1,5 до 4,5 | От 2,0 до 4,5 |
Водонасыщение, % по объему: | |||
образцов, отформованных из смесей | От 1,0 до 3,5 | От 1,0 до 4,0 | От 1,5 до 4,0 |
вырубок и кернов готового покрытия, не более | 3,0 | 3,5 | 4,0 |
Предел прочности при сжатии, МПа, не менее: | |||
при температуре 20°С | 2,0 | 2,2 | 2,5 |
при температуре 50°С | 0,60 | 0,65 | 0,70 |
Сдвигоустойчивость: | |||
коэффициент внутреннего трения, не менее | 0,92 | 0,93 | 0,94 |
сцепление при сдвиге при температуре 50°С, МПа, не менее | 0,13 | 0,14 | 0,16 |
Трещиностойкость – предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С, МПа: | |||
не менее | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
не более | 5,5 | 6,0 | 6,5 |
Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее | 0,90 | 0,85 | 0,75 |
Примечания: 1. Для щебеночно-мастичного полимерасфальтобетона марки ЩМА-10 допускается снижать нормы коэффициента внутреннего трения на 0,01 по абсолютной величине.
2. При использовании смесей для покрытия аэродромов в местах стоянок воздушных судов нормы по пределам прочности при сжатии и сцеплению при сдвиге следует увеличивать на 25%.
9.2.13. Рекомендуемые нормы по пределу прочности высокоплотных и плотных полимерасфальтобетонов при сжатии при 50°С снижены на 10%, а при 20°С – на 20% ниже требуемых ГОСТ 9128-97 в связи с более высокой сдвигоустойчивостью полимерасфальтобетона по сравнению с асфальтобетоном.
Для подтверждения достаточной сдвигоустойчивости покрытий из полимерасфальтобетона рекомендуется проводить испытания по вдавливанию штампа при 50°С на стадии подбора состава смеси или при изменении качества компонентов.
По требованию заказчика полимерасфальтобетон может удовлетворять всем требованиям ГОСТ 9128-97.
Значения показателя сцепления при сдвиге при температуре 50°С и предел прочности на растяжение при расколе при 0°С щебеночно-мастичного полимерасфальтобетона приняты на 20% ниже требуемых ГОСТ 31015-2002 для щебеночно-мастичного асфальтобетона в связи с более высокой сдвигоустойчивостью и трещиностойкостью полимерасфальтобетона по сравнению с асфальтобетоном.
9.2.14. Щебеночно-мастичные полимерасфальтобетонные смеси должны быть устойчивыми к расслаиванию в процессе транспортирования и загрузки – выгрузки. Устойчивость к расслаиванию определяют по показателю стекания вяжущего, который должен быть не более 0,20% по массе. При подборе состава смеси рекомендуется, чтобы показатель стекания вяжущего находился в пределах от 0,07 до 0,15% по массе. При этом рекомендуемое содержание стабилизирующей добавки может быть снижено на 15-20% по сравнению с рекомендациями ГОСТ 31015-2002.
9.2.15. Рекомендуемые региональные нормы на величину температуры трещиностойкости полимерасфальтобетонов всех типов предлагается принимать не выше температуры наружного воздуха наиболее холодных суток (см. СНиП 23.01-99) района эксплуатации покрытия, которые равны региональным нормам на температуру хрупкости ПБВ по Фраасу (см. табл. 2).
При этом принята во внимание и учтена неоднородность всех применяемых минеральных материалов как по гранулометрическому составу, свойствам их поверхности и поровой структуре. Для уточнения рекомендуемых норм по температуре трещиностойкости полимерасфальтобетона можно воспользоваться предложением, изложенным в п.7.5.
Взаимосвязь между температурой хрупкости ПБВ и битумов по Фраасу (X) и температурой трещиностойкости полимерасфальтобетона и асфальтобетона (У) на основе данных вяжущих описывается следующей корреляционной зависимостью:
У = 0,886х + 0,355 R 2 = 0,831 – (коэффициент парной корреляции).
Взаимосвязь между температурой хрупкости ПБВ и температурой трещиностойкости полимерасфальтобетона описывается следующей зависимостью:
У = 0,8696 Х – 0,0818 R 2 = 0,8085.
Взаимосвязь между температурой хрупкости битумов по Фраасу и температурой трещиностойкости асфальтобетона описывается следующей зависимостью:
У = 0,8646 X + 0,0355 R 2 = 0,8288.
9.2.16. Водонасыщение образцов полимерасфальтобетона из смесей должно находиться в пределах 0,5-2,5% и быть близким к нижнему пределу при устройстве покрытий на мостах, кроме водонасыщения образцов полимерасфальтобетона типа А.
Водонасыщение образцов полимерасфальтобетона из смесей типа А должно находиться в пределах 1,0-3,0% (табл. 10).
Водонасыщение высокоплотных и плотных полимерасфальтобетонов
Вид и тип асфальтобетонов | Значение показателя в процентах по объему для | |
образцов, отформованных из смесей | вырубок и кернов готового покрытия, не более | |
Высокоплотные | от 0,5 до 1,5 | 1,5 |
Плотные типов: | ||
А | от 10 до 3,0 | 2,5 |
Б, В и Г | от 1,0 до 2,5 | 2,0 |
д | от 1,0 до 2,5 | 2,0 |
9.2.17. Пористость минеральной части высокоплотных и плотных полимерасфальтобетонов из горячих смесей должна быть не более: высокоплотных – 16%; плотных, типов: А и Б – 19%, В, Г и Д – 22%.
9.2.18. Температура горячих смесей при отгрузке потребителю и на склад, в зависимости от глубины проникания иглы ПБВ, должна соответствовать указанным в табл. 11.
Температура горячих полимерасфальтобетонных смесей при приготовлении, выпуске из смесителя и укладке в конструктивный слой
Марка ПБВ | Температура смеси, °С | |||
при выпуске из смесителя | при укладке в покрытие, не ниже | |||
без ПАВ | с ПАВ | без ПАВ | с ПАВ | |
ПБВ 40, ПБВ 60, ПБВ 90 | 150-160 | 140-150 | 140 | 130 |
ПБВ 130, ПБВ 200, ПБВ 300 | 130-160 | 120-150 | 90 | 90 |
Примечание. При использовании ПАВ или активированных минеральных порошков рекомендована температура горячих смесей на 10°С ниже при условии обеспечения требуемой удобоукладываемости и уплотняемости смесей.
9.2.19. Смеси и полимерасфальтобетоны в зависимости от значения суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов (Аэфф) в применяемых минеральных материалах, используют при:
Аэфф до 740 Бк/кг – для строительства дорог и аэродромов без ограничений;
Аэфф св.740 до 1500 Бк/кг – для строительства дорог вне населенных пунктов и зон перспективной застройки.
9.2.20. Смеси должны выдерживать испытание на сцепление ПБВ с поверхностью минеральной части в соответствии с ГОСТ 12801-98.
9.2.21. Смеси должны быть однородными. Однородность горячих смесей оценивается коэффициентом вариации показателя предела прочности при сжатии при температуре 50°С. Коэффициент вариации должен соответствовать указанному в табл. 12.