Упражнение что важно для меня
Упражнение что важно для меня
Каждый из нас — целая вселенная. Но часто мы так заняты, что не успеваем ее изучить. В результате не слышим свои настоящие мечты, не задумываемся о смысле жизни, идем на поводу у стереотипов и чужих ожиданий. Многие наши книги помогают это исправить. Выбрали 3 упражнения, с которых можно начать путь к себе.
Ценности, интересы, способности
Рада Агравал в книге «Вместе» говорит: наши ценности, интересы и способности (ЦИС) определяют, кто мы и чего хотим. Если не потратить время на их анализ, можно погрязнуть в отношениях, которые нас истощают, и связать свою жизнь с сообществом, которое не служит нашим интересам. Попробуйте определить свои ЦИС и впишите их в 3 круга (ищите пример ниже).
Вместе
Ценности
Копните глубже и спросите себя — что для вас важно? Что действительно имеет значение в вашей жизни? Успех, богатство, слава — все это важно для вас? А может, вам важнее любовь, доверие, лидерство? Духовность, гармония, самодостаточность? На эти вопросы не может быть неправильного ответа. Ценности — призма, сквозь которую вы смотрите на мир.
Интересы
Ценности — неотъемлемая часть нашей натуры, то, что характеризует нас как личность. Интересы более осязаемы. Подумайте обо всем, что вас интересует: рисование, видеоигры, поэзия, чтение, дайвинг, медитация, разумное потребление или что-то совсем другое?
Способности
Сферы наших интересов и способностей часто пересекаются. В этот круг впишите все свои навыки, которыми вы можете поделиться с сообществом. Вы хорошо готовите? Умеете организовывать людей? Смешить их? Вы любите наводить порядок? Мы часто воспринимаем наши способности как должное. Часто способностью бывает навык, в котором его обладатель не видит ничего особенного.
Проводите такой анализ хотя бы раз в год. ЦИС помогут вам лучше понять себя и увидеть, какой круг общения вам подходит.
Прогоняем «надо» и «нельзя»
Это упражнение из книги «С меня хватит!» поможет понять, насколько вы живете для себя, а не для других. Первый шаг к тому, чтобы найти помехи своей аутентичности, — это идентифицировать ваши «надо». Многих из нас заразили верой в «надо» и «нельзя» другие люди, не понимающие, кто мы такие. Иногда эти убеждения касаются мелочей, а иногда и серьезных вещей. Часто они исходят от внешнего мира, но бывает, что мы выращиваем их сами.
С меня хватит!
1. Возьмите дневник и найдите время и место для этого упражнения.
2. Запишите все «надо» и «нельзя», которые придут вам в голову. Если вы не знаете, с чего начать, подумайте о текущей задаче. Столкнулись ли вы с определенной дилеммой или дошли до точки, где пора принять решение? Какого рода убеждения «надо» и «нельзя» с ней связаны? Например: «Я хочу уволиться с работы, но этого нельзя делать, потому что это безответственно».
3. Теперь давайте копнем глубже и поищем причины этих убеждений в подсознательном мыслительном процессе. Попробуйте дополнить предложение, используя слова «потому что». Например, «Я должна пойти на эту вечеринку, хотя я и не хочу (потому что я верю, что это значит быть хорошей подругой)» или «Мне надо оставаться в этих отношениях (потому что я обещала)».
4. Затем проверьте, не можете ли выявить более высокие личные ценности и принципы, объясняющие это решение. Ваша система ценностей включает в себя набор качеств, которые вы считаете важными. Например, доброта, честность, лояльность, творчество или свобода. Достоинства — суть вашего характера, и вы чувствуете себя лучше всего, когда действия соответствуют наиболее ценным качествам. Например, вы можете сказать: «Я остаюсь в этих отношениях, потому что я обещала, а одно из моих качеств — это верность». В идеале ваша вера в то, что вы должны и не должны делать, подкрепляется принципами и ценностями, которые что-то для вас значат.
Теперь, если вам приходится дополнять утверждения типа «мне надо» и «мне нельзя» бессмысленным обоснованием «потому что люди так делают» или «потому что так получилось», изучите его внимательнее. Так вы выявите убеждения, почерпнутые из внешнего мира, которые не обязательно совпадают с вашим уникальным набором ценностей.
Какие ценности действительно ваши, а какие навязаны другими людьми? — Источник
5. Выберите одно из убеждений, найденных на стадии 4, и спросите себя: «Это абсолютно верно? Откуда я знаю, что это так? Когда, от кого и как я этому научился?». Проработайте свои убеждения одно за другим. Вам может потребоваться время на то, чтобы вернуться в прошлое, найти источники этих убеждений и изучить их связь с вашей сегодняшней жизнью.
6. Теперь уделите три минуты проверке, как вы чувствуете себя физически и эмоционально всякий раз, когда отбрасываете убеждение о «надо» или «нельзя». Подойдите к упражнению с внимательным, медитативным настроем и поиграйте с этой идеей. Это не значит, что вы должны немедленно предпринимать какие-то действия или что-то менять, так что расслабьтесь. Цель упражнения заключается лишь в том, чтоб разогреть ваш разум и постепенно расчистить место для новых возможностей.
7. Постарайтесь представить, как изменится ваша жизнь, когда вы избавитесь от этого конкретного «надо» или «нельзя». Так как вы, скорее всего, никогда не обдумывали иной жизненный путь, помимо имеющегося, этот шаг может вызвать некоторую тревогу. Попробуйте подойти к нему легко и играючи. Обдумайте следующее: сделали бы вы какой-то иной выбор, если бы у вас не было этого убеждения? Насколько изменилась бы ваша жизнь? Где бы вы были? Что бы вы делали? Отметьте, получается ли у вас вообразить яркую картину.
8. Опишите свой опыт в дневнике. Вы не обязаны решать, когда именно (и нужно ли вообще) отбрасывать убеждения о «надо» и «нельзя». Просто позвольте возникать любым идеям и поверьте: необходимые перемены произойдут в подходящее время.
Смысл жизни
Смысл жизни — то, что помогает нам расцветать в хорошие и держаться на плаву в темные времена. Авторы книги «Освободи себя» помогают его найти.
Освободи себя
Выпишите наиболее важные из ваших давних убеждений. Рядом с каждым из них отметьте, когда вы обрели его и когда в последний раз подвергали пересмотру (если вообще когда-либо это делали). Поставьте галочку рядом с теми из них, которые доставляют вам удовольствие, и крестик рядом с теми, которые вас расстраивают. Поставьте еще одну галочку рядом с тем убеждением, которое, на ваш взгляд, придает вашей жизни смысл. И наконец, сформулируйте и запишите этот смысл. У кого-то это будет нечто концептуальное: «творить добро», «сделать мир лучше». А у кого-то что-то более конкретное, например «защищать семью».
Смысл жизни — это не обязательно что-то грандиозное, выдающееся. Ваш смысл вполне может заключаться в работе. Или во времени, которое вы проводите с друзьями. Или в футболе. В вечерах наедине с дорогим вам человеком. В семейных ужинах. В простых радостях или в том, на чем строится все ваше существование и что составляет вашу личность.
Не останавливайтесь! В путешествии по вселенной, которая есть в вас самих, будет еще много интересного.
Упражнение что важно для меня
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.
Тренинг коммуникативных умений
«СРЕДИ ЛЮДЕЙ»
В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.
Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.
1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Занятие 3. Качества общения «Какой я и какие другие»
1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.
Цели: Эта веселая игра помогает детям сблизиться друг с другом.
Игра кажется детям привлекательной и необычной, поскольку говорить в ней можно только шепотом. Она позволяет «задействовать» даже застенчивых детей, так как в ней можно вести себя тихо и незаметно. При этом дети наслаждаются интимностью отношений «один на один», и им становится легче воспринимать свои и чужие ошибки.
Когда все уже хорошо знают друг друга и «обыгрывать» имена становится неинтересно, можно использовать и другие варианты игры. Например, можно предложить: «Прошепчите другому на ушко самое прекрасное из того, что вы пережили вчера!», «Прошепчите другому на ушко, что вы делали в эти выходные!», «Прошепчите другому на ушко, чему новому вы научились!» и так далее. Инструкция: Уберите в сторону парты и стулья, чтобы у нас в классе было достаточно свободного места. Начните ходить пo классу. При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко свое имя. (2-3 минуты.) Теперь, пожалуйста, остановитесь. Сейчас, когда вы снова станете бродить по классу, вам нужно будет подходить к разным детям и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Пусть участник правит вас, если вы ошибетесь. (2-3 минуты.)
— Узнал ли ты, как кого зовут?
— Чье имя тебе было труднее всего запомнить?
— Чье имя тебе нравится больше всего?
— Доволен ли ты своим собственным именем?
Цели: Для того, чтобы у детей установился хороший контакт с учителем, им очень важно знать о нем то, про что они время от времени думают или фантазируют. К таким вопросам относят такие вещи, как:
— Замужем ли Вы?
— Есть ли у Вас дети?
— Как Вы обходитесь со своими детьми?
— Получали ли Вы когда-нибудь двойки?
— Проваливали ли Вы когда-нибудь экзамен?
— Чем Вы гордитесь?
— Чего Вы боитесь? и т.д.
Эта игра поможет Вам улучшить контакт с детьми. Если Вы посто-янно работаете с одними и теми же детьми, то можете повторить это упражнение несколько раз. Если Вы только начали работать с классом, то игра даст Вам возможность создать в нем атмосферу открытости и честности. Особенно хорошо эта игра работает, когда дети ведут себя чересчур неуверенно или слишком беспокойно.
Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру, которая протекает следующим образом. Вы получаете десять минут на то, чтобы побольше узнать обо мне. Каждый из вас может подойти ко мне и задать мне какой-нибудь вопрос. Ну, например: «Вы замужем?» После того, как один ученик задаст свой вопрос, он возвращается не свое место, а я отвечаю. Затем ко мне может подойти следующий и задать свой вопрос. Итак, у вас ровно десять минут, чтобы получше познакомиться со мной. Но я хочу удовлетворить и свою собственную любознательность, и потом я буду задавать вопросы всему классу Я уверена, что после такой игры мы будем больше знать друг о друге, и это поможет нам легче находить общий язык.
Вопросы, которые Вы будете задавать всему классу, могут быть, например, такими:
— Есть ли в вашей семье, кроме вас, еще и другие дети?
— Кто из вас самый старший (самый младший) ребенок в семье?
— У кого из вас самое необычное увлечение, хобби?
— У кого из вас самый активный темперамент?
— Кого в классе все слушаются?
— Кто из вас самый большой фантазер?
Эта игра способствует развитию взаимодействия между членами группы и дает каждому ребенку возможность представить себя другим детям. Это очень быстро сплачивает учеников класса друг с другом. Многие дети изумляются, когда видят, сколько одноклассников, оказывается, разделяет их интересы и ценности.
Инструкция: Представьте себе, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители говорят вам, что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хорошо подумайте над этим и напишите названия этих вещей не листе бумаги. (5 минут.)
Теперь встаньте и начните бродить по классу. Держите при этом свой лист бумаги перед собой так, чтобы остальные могли прочитать, что на нем написано. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я крикну: «Стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей. Расскажите друг другу, почему вы выбрали именно эти три вещи. А теперь начните расхаживать по классу.
Дайте детям возможность походить примерно с минуту. Ограничьте время обмена мнениями примерно тридцатью секундами. Затем попросите детей вновь побродить в тишине, читая записи других одноклассников. После примерно восьми сигналов «Стоп!» дети возвращаются на свои места в классе.
— Какой предмет из тех, что кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
— О ком ты узнал что-нибудь новое?
Анализ упражнения:
— Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
— Чьи записи тебя удивили?
— Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и ижны большинству из нас?
Инструкция: Я хочу предложить вам новую, очень интересную игру. Вам нужно будет написать биографии своих друзей. Знаете ли вы, что такое биография?
Поговорите с детьми о том, что это такое и, по возможности, расскажите, для примера, чью-нибудь биографию.
Я приготовила карточки, на которых написаны имена всех учеников нашего класса. Вытяните жребий и проверьте, не досталось ли вам ваше собственное имя, в таком случае вам нужно будет поменяться карточками с кем-то. Вы должны будете составить биографию того человека, чье имя написано на вашей карточке. Для того, чтобы помочь вам в этом, я приготовила анкету, на вопросы которой нужно ответить. Прочитайте все пункты анкеты внимательно.
Сейчас я дам вам 5 минут, чтобы поговорить с тем учеником, про которого вы должны написать, и еще 5 минут, чтобы самому ответить на вопросы, которые зададут вам.
Попросите вспомнить и рассказать биографии. Затем авторы могут подарить биографии своим партнерам.
Анализ упражнения:
— Узнал ли ты что-нибудь новое о человеке, которого ты описывал?
— Что общего между вами, чем вы различаетесь?
— Понравилась ли тебе твоя биография, написанная кем-то другим?
— Каковы твои важнейшие жизненные цели на настоящий момент?
Анализ упражнения:
— Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
— Как вы работали в своей команде?
— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
— Какими должны быть твои друзья?
Участники сидят в кругу и бросают друг другу мячик. Тот, у кого мячик, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я. » Ведущий контролирует процесс таким образом, чтобы мячик побывал у всех участников.
С помощью этого упражнения вы можете выявить скрытые ресурсы участников вашей группы, кроме того, повысить уровень уважения, привязанностей, доверия участников группы друг к другу, что поможет вам сделать работу вашей группы еще более эффективной.
Упражнение что важно для меня
Цели: Эта игра способствует развитию взаимодействия между членами группы и дает каждому ребенку возможность представить себя другим детям. Это очень быстро сплачивает учеников класса друг с другом. Многие дети изумляются, когда видят, сколько одноклассников, оказывается, разделяет их интересы и ценности.
Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.
Инструкция: Представьте себе, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители говорят вам, что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хорошо подумайте над этим и напишите названия этих вещей на листе бумаги. (5 минут.)
Теперь встаньте и начните бродить по классу. Держите при этом свой лист бумаги перед собой так, чтобы остальные могли прочитать, что на нем написано. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я крикну: «Стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей. Расскажите друг другу, почему вы выбрали именно эти три вещи. А теперь начните расхаживать по классу.
Дайте детям возможность походить примерно с минуту. Ограничьте время обмена мнениями примерно тридцатью секундами. Затем попросите детей вновь побродить в тишине, читая записи других одноклассников. После примерно восьми сигналов «Стоп!» дети возвращаются на свои места в классе.
§ Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
§ Чьи записи тебя удивили?
§ Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
§ Какой предмет из тех, что кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
Упражнение что важно для меня
Именно в переходном возрасте у подростков возникает потребность в понимании самих себя, во взгляде на себя глазами других людей, особенно ровесников. Только проявив себя в кругу своего общения подросток сможет составить мнение о том, кем является и на что способен. Демонстрация сверстникам своих возможностей откроет обратную связь, и мнение окружающих о различных особенностях личности поможет лучше узнать себя. Подросток получит такую возможность, поучаствовав в тренинге личностного роста и выполнив разные задания и психологические упражнения.
Социальнопсихологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение называют стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников является одной из главных целей тренинга личностного роста для старшеклассников.
Поэтому основными методическими задачами такого тренинга являются следующие:
Тренинг личностного роста должен быть тщательно разработан и соответствовать основным принципам и требованиям к разработке психологических тренингов. Чтобы ваши занятия с подростками, посвященные личностному росту, были разнообразными, оригинальными и не скучными, вы можете сами разрабатывать программу тренинга, используя следующие упражнения. Вы можете выбрать упражнения, которые наилучшим образом подходят именно для вашей тренинговой программы, в зависимости от ее цели и продолжительности.
Упражнение «Чистка луковицы»
Цель: четко уяснить, кем является человек в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознать свои цели и желания.
Продолжительность: 5 минут.
Педагог: «Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Аккуратно и не спеша снимите этот верхний слой, складывая шелуху рядом с луковицей.
Сняв его, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Это ваше истинное «Я», которое вы не всегда показываете окружающим. Просто наблюдайте за этим образом. Может, вы увидели в нем чтото такое, чего раньше никогда не замечали? А может, увидели чтото такое, от чего хотели бы избавиться? Взгляните еще раз и запомните этот образ».
Упражнение «Представление о достигнутом успехе»
Цель: развить уверенность в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Продолжительность: 5 минут.
Педагог: «Успех вселяет чувство собственного достоинства. Если вы представите, что добились успеха, это поможет вам стать уверенней в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха вы чувствуете в себе больше сил, возрастает чувство собственного достоинства, вы динамичней и целеустремленней, чем обычно. Все эти чувства вносят вклад в уверенность в себе.
Решите, какой успех наиболее важен для вас. К примеру, вам хочется добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.
Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
Потом представьте, как другие искренне поздравляют вас. Принимая похвалу от них, вы чувствуете теплоту и волнение. Они говорят вам, какой вы удачливый человек. Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что захотите».
Упражнение «Планирование будущего»
Цель: развить представления о своих жизненных целях, планах и желаниях.
Продолжительность: 10-15 минут
Педагог: «Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Сначала выделите основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая и прочие. В каждой сфере наметьте главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить реальные цели и спрогнозировать реальные события.
Теперь выделите ближайшие цели, которые являются этапами к достижению дальних целей. Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание: нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Помогают ли они друг другу? Может, оказывают друг на друга какоето влияние? Постарайтесь согласовать их.
Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей. Определите пути преодоления этих недостатков. Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям. Определите пути преодоления внешних препятствий. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).
С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана? Укажите конкретную дату».
Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее»
Цель: исследовать себя, свои ресурсы в прошлом, настоящем и будущем.
Продолжительность: 40-50 минут.
Педагог: «Сейчас мы походим по комнате и выберем место для индивидуальной работы. Вы можете свободно перемещаться по комнате и рассаживаться на заранее подготовленные места. Если ктото хочет изменить расположение своего стола, развернуть или подвинуть его, то устраивайтесь именно так, как вам хочется. Чувствуйте себя свободно.
Наша работа будет состоять из трех этапов.
Первый этап. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза вспомните себя в прошлом. Кто вы? Кто вас окружает? К чему вы стремитесь? Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Зафиксируйте это. Думайте об этом до тех пор, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Когда это произойдет, можете открыть глаза.
Мы побывали в своем прошлом. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели и почувствовали. Кем вы были? Кто вас окружал? Как действовали на вас окружающие? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей? Не важно, умеете ли вы рисовать или нет. Главное, что за этим изображением стоит ваша реальность, которую вы осознаете».
На выполнение этого задания отводится 7-10 минут, после чего участникам следует отложить работу. Лучше, если ребята немного отдохнут. Пусть они выложат свои работы в центр комнаты по кругу, в таком случае можно будет пройтись и просмотреть все работы. После этого участники должны вновь вернуться на свои места. Педагогу следует оценить, насколько им сейчас удобно, не желают ли они изменить положение своего рабочего места.
Педагог: «Приступим к выполнению второго этапа работы. Давайте сядем и расслабимся. Почувствуйте свое тело, положение рук, ног, головы. Удобно ли вам? Сейчас каждый из вас находится в своем настоящем. Как вам здесь? Кто вы? Кто теперь вас окружает? К чему вы стремитесь? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что осталось попрежнему? Зафиксируйте то, что вы почувствовали. Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Думайте о них до тех пор, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Когда это произойдет, можете открыть глаза.
Мы в своем настоящем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели и почувствовали. Кем вы были? Кто вас окружал? Как они действовали на вас? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей?»
На выполнение этого задания отводится 7-10 минут, после чего участникам следует отложить работу. Предложите ребятам немного отдохнуть. Попросите их выложить свои работы так же, как и после первого этапа. Когда все работы будут просмотрены, участники могут вернуться на свои места. Педагог должен поинтересоваться, всех ли устраивают рабочие места, удобно ли ребятам.
Педагог: «Настал третий этап работы. Сейчас переместимся в будущее. Кто вы теперь? Кто здесь вас окружает? Может быть, появился ктото новый? Может, ктото исчез? К чему вы стремитесь? Чем занимаетесь? Запомните свои ощущения и те картинки, что вы увидели. Постарайтесь запомнить их. Думайте о них, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Открывайте глаза.
Мы побывали в своем будущем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели в будущем».
Когда все участники закончили работу, педагог дает следующую часть инструкции:
«Давайте устроим галерею и разложим наши работы на полу по кругу. Так мы сможет познакомиться со всеми работами, пройдясь по комнате».
Завершающий этап работы – обсуждение.
Упражнение ««Я реальное» и «Я идеальное»»
Цель: создать условия для выстраивания адекватной самооценки.
Продолжительность: 15-20 минут.
Педагог: «Сейчас я каждому раздам по два листа бумаги и карандаши. Вам необходимо нарисовать себя в двух «ипостасях»: «Я реальное» и «Я идеальное». На это я отвожу 10-15 минут».
После того, как все справятся с заданием, происходит обсуждение.
Педагог: «Давайте обсудим то, что у вас получилось. Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали «Я идеальное» или «Я реальное»? Совпадают ли ваши реальные и ваши идеальные образы? Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными? С какими трудностями вы можете столкнуться? Может, у вас это легко получится?»
Упражнение «Формирование уверенности»
Цель: сформировать, развить уверенность в себе и чувство собственного достоинства, оказать помощь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа «Я не могу это сделать» или «Я недостаточно умелый».
Продолжительность: 10-15 минут.
Педагог: «Нельзя стать уверенным, не осознавая, в чем проявляется уверенность. Используя технику силы ума, вы можете избавиться от страхов и тревог, а также приобрести уверенность в себе, которая вам нужна, чтобы успешно встретить предстоящие испытания и обрести хорошее самочувствие.
Вы можете использовать эту технику, чтобы предотвратить появление какихлибо сомнений в своих силах, чтобы почувствовать уверенность в себе и полностью овладеть ситуацией. Если регулярно пользоваться данными методами, вы получите подтверждение: вы способны осуществить все, что захотите.
Вот пять основных шагов по приобретению чувства собственного достоинства при помощи техники силы ума:
Упражнение «Радуга»
Цель: осознать важные жизненные цели.
Продолжительность: 10-15 минут.
Педагог: «Сейчас у нас есть возможность задуматься о будущем, определить и осмыслить важные для нас цели. Говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который каждому, кто его найдет, дарит счастье и богатство.
Представьте себе вашу личную радугу, созданную солнцем и дождем для того, чтобы порадовать вас…
Пусть две точки, где радуга опирается на землю, обозначают ваше настоящее и будущее. Вообразите, что в точке будущего вас ждет нечто ценное и очень желанное, идеально подходящее вам.
Нарисуйте, пожалуйста, в своем воображении радугу. Во второй точке, точке будущего, нарисуйте цель, которая придет вам в голову во время рисования. Сосредоточьтесь, прежде всего, на радуге, на ее цветах, ее изгибе. Пока вы будете рисовать, вам будут приходить в голову различные мысли, в памяти будут всплывать различные цели.
Нарисуйте будущую цель, осознавая, что она может быть не единственной важной целью. Вы можете нарисовать ее символично, реалистично, а можете совместить оба эти способа».
На это задание отводится 20 минут.
Взгляните на свой рисунок и мысленно представьте ответы на следующие вопросы:
На эти размышления отводится 5 минут.
Упражнение «Самоподдержка»
Нередко подростки приходят в группу с преимущественно негативным образом самого себя. Во многих случаях групповой опыт помогает им обратить внимание и на позитивные стороны своей личности. Однако после завершения работы группы этим участникам часто не хватает подходящих партнеров, которые давали бы им позитивную обратную связь, помогая поддерживать возросшую самооценку. Недостаток поддержки со стороны других людей можно компенсировать с помощью самоподдержки. С этим понятием, разработанным Д. Премаком, и знакомит участников это упражнение, которое особенно полезно для групп, ориентированных на развитие личности.
Цель: поддержать личные достижения участников, возросшую самооценку.
Продолжительность:15-20 минут.
Педагог: «Я знаю, что многие из вас научились позитивно воспринимать самих себя и ценить в себе то, чего раньше не замечали или же недооценивали. Поскольку после окончания упражнения далеко не каждый окажется в таком окружении, которое помогло бы ему конструктивно развивать образ самого себя, мне хочется научить вас одному приему.
Когда вы будете наедине с собой, напишите несколько положительных высказываний о самом себе. Можно начать с мелочей, которые вам в себе нравятся, например: «Я люблю свой красивый голос…», «Я отлично умею играть в футбол/баскетбол/хоккей…» и прочее. Затем просмотрите все предложения и проверьте, действительно ли вы с ними согласны.
На это задание отводится 10 минут.
Теперь выберите то утверждение, которое представляется вам особенно важным и которым вы могли бы гордиться. Что это за утверждение?
На это задание отводится 5 минут.
Напишите выбранное предложение на карточке и вместе с этой карточкой вернитесь в круг. Дайте мне ваши карточки. Я прочитаю сейчас первую из них, не называя имени автора. После этого вся группа повторит вслух написанное на карточке утверждение. То же самое мы сделаем и с остальными карточками.
В какомлибо другом месте у вас едва ли будет возможность слышать это высказывание от такого количества людей. Такой прием поможет вам самостоятельно позаботиться о том, чтобы ваше утверждение постепенно вошло в ваше сознание.
Этот прием может работать по принципу «сначала – работа, потом – удовольствие». Он состоит в следующем: вы заключаете сами с собой договор о том, что после каждого выполнения какогонибудь привычного частого действия вы будете прочитывать свою карточку.
Есть и другая возможность часто получать ваше послание: прикрепите карточки в разных местах своей квартиры так, чтобы они постоянно были на виду. Так сможете в течение дня снова и снова перечитывать написанное на них высказывание».
Упражнение «Рекламный ролик»
Цель: развить уверенное поведение в общении и презентации.
Продолжительность: 20-25 минут.
Педагог: «Нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Давайте представим, что мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какогото товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.
Все будет как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс: объектом нашей рекламы будут конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя.
В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Также вам предлагается представить человека в качестве какогото товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться этот человек, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Расскажите, какой это холодильник или загородный дом… Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта.
Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна угадать, кто из ее членов был представлен в той или иной рекламе. При необходимости можете использовать любые предметы, находящиеся в комнате. Также можно просить других игроков помочь вам. Время на подготовку – 10 минут».
Упражнение «Телевизионный ролик»
Цель: утвердить жизненную позицию.
Продолжительность: 40-50 минут.
Группа разбивается на малые группы по 4-6 человек.
Педагог:
«Представьте, что вы работаете на телевидении. Ваша задача на ближайшие 20 минут – придумать и поставить телевизионный ролик о вреде наркотиков. Вы можете работать в любых жанрах: социальная реклама, постановка, мультипликация… Можно использовать музыкальное сопровождение, рисовать, танцевать – словом, все, что подскажет вам воображение».
После обдумывания и репетиций каждая подгруппа представляет свой «ролик». Затем участники делятся своими впечатлениями.
Упражнение обычно проходит живо и интересно. Если участникам удается войти в роль, они с увлечением разыгрывают сценки, демонстрируя творческие способности.
В конце упражнения очень важно обсудить, какой из роликов показался участникам наиболее удачным и почему.
Упражнение «Что? Кто? Как? Где? Когда?»
Цель: спланировать желаемую «жизненную программу» на ближайший период.
Продолжительность: 20-30 минут.
Педагог:
«Составьте список желаемых результатов вашего будущего и расположите его в порядке убывания значимости или ценности каждого. Можете добавить в этот список желания, связанные с вашим будущим трудоустройством.
Выберите из составленного списка первоочередное желание и составьте программу его достижения на основе следующих правил планирования результата.
Сформулируйте результат в позитивном ключе («Что у меня будет?», «Что я хочу иметь?», «Как я буду себя чувствовать?» и т.д.).
Планируйте только то, что сможете сделать сами.
Результат должен быть представлен во всех сенсорных системах: чувствах, ощущениях, звуках, настроении и т.д.
Представьте себе, где, когда и кому пригодится этот результат. Мысленно «проиграйте» ситуации, в которых сможете пользоваться произошедшими изменениями.
Продумайте последствия достижения желаемого результата. Спросите себя: «Что будет, если это произойдет?» Результат должен сберечь и сохранить все лучшее, что было раньше».
Когда все участники подготовятся, необходимо обсудить результаты в группе.
Упражнение «Повышение уверенности»
Цель: развить уверенность в себе.
Продолжительность:15-20 минут.
Педагог:
«Это упражнение пригодится тем, кто переживает из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми.
Примите позу, в которой легко расслабиться: лежа на спине, полусидя-полулежа в кресле, сидя на стуле в позе кучера… Располагайтесь так, как вам хочется.
Расслабьтесь, закройте глаза и повторяйте за мной:
«Мое тело должно быть расслабленным»;
«Мое тело должно быть тяжелым»;
«В моем теле должно ощущаться тепло».
Чем лучше у вас получится расслабиться, тем большего эффекта вы достигните. Со временем у вас будет получаться расслабляться все лучше и лучше.
Работа этих формул зависит от того, насколько вы сосредоточены на них.
Давайте попробуем еще раз и «разгоним» мысли:
«На несколько минут мой разум должен стать свободным»;
«Все посторонние мысли должны постепенно улетучиться»;
«Сейчас мне лень думать о чем-то постороннем».
Теперь используем формулы самовнушения, направленные на повышение уверенности:
«У меня есть право быть одному»;
«У меня есть право быть независимым»;
«У меня есть право на успех»;
«У меня есть право быть выслушанным и принятым всерьез»;
«У меня есть право получать то, за что я плачу»;
«У меня есть право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека»;
«У меня есть право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным»;
«У меня есть право просить то, чего хочу»;
«У меня есть право делать ошибки и быть ответственным за них»;
«У меня есть право не быть напористым».
Желательно запомнить эти формулы перед следующим упражнением, однако можно пользоваться шпаргалкой. Выпишите формулы на листочек. Во время самовнушения можете приоткрывать глаза, чтобы подсмотреть. Старайтесь при этом ни на что не отвлекаться.
Упражнение «Игра в куклы»
Цель: устранить личностные конфликты.
Продолжительность: 20-30 минут.
Педагог:
«Возможно, на каком-то этапе вы почувствовали или почувствуете, что в вашей жизни слишком много поверхностного. Вы испытываете какие-то случайные эмоции, беспокоитесь о каких-то второстепенных вещах, поступаете по ситуации и потом удивляетесь своим поступкам, будто это сделали не вы, а другой человек в вас? Если так, тогда это упражнение для вас.
Мы живем среди людей. Хотим того или нет, мы впитываем из своего окружения особенности поведения, реагирования и даже способ мыслей. Вместе с полезными идеями и порывами мы впитываем всякие глупости, извращенные ценности, ненужные задачи и прочее. Это не значит, что какие-то ценности истинные, а какие-то – ложные. Есть вещи, которые разрушают нашу целостность. В свободные минуты, когда мы «включаем на полную» наш разум, мы ужасаемся некоторым паразитическим установкам в нас. Об этом мы сегодня и поговорим.
Конечно, избавиться от этих паразитических установок, которые давно прижились, иногда очень сложно. Самый легкий способ – представить, что все эти ненужные установки, ценности, идеи и прочее – всего лишь ваша оболочка, которую можно снять… Снять и перенести на куклу.
Создайте из подручных материалов куклу. Постарайтесь, чтобы она была похожа на вас внешне. Если у вас не хватает художественных способностей – не страшно. Важно приложить усилия в создание этой куклы.
Не давайте кукле своего имени, потому что она – это не вы. Лучше дать ей «говорящее» имя. Если вы страдаете от того, что к вам прилипла роль плаксы, то подойдет «Пьеро». Если у вас проблемы в отношениях, то подойдет «Ромео» или «Джульетта». И так далее.
Теперь можно играть в куклы. Играть в куклы так, как это делают маленькие дети. Пусть ваш «Пьеро» или ваша «Джульетта» ведут себя в соответствии с той оболочкой, которую вы с себя хотите сбросить.
Разыграйте маленькие сценки либо поставьте большую пьесу. Главное – чтобы вам было весело и смешно. Смех – это тот «растворитель», который поможет вам избавиться от ненужной кукольной оболочки.
Уже после первой игры вы почувствуете облегчение, как-будто сбросили с себя ненужную ношу».
Упражнение «Пять шагов»
Цель: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
Продолжительность: 30-40 минут.
Педагог:
«Определите какую-либо интересную профессиональную цель. Например, вы хотите поступить в какое-либо учебное заведение, оформиться на интересную работу либо в перспективе совершить что-то выдающееся на работе» (выпишите цели, которые сформулировала группа, на доске или листе).
Определите, что за воображаемый человек должен достигнуть этой цели. Вы должны назвать его основные характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение, социальный статус родителей и близких людей (выпишите ответы на перечисленные характеристики).
Выделите основные пять этапов – пять шагов, которые помогут в достижении этой цели (примерно пять минут)».
Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.
«Давайте выясним, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный. Обсудите это друг с другом и выпишите пять самых лучших этапов, которые вы выбрали».
Каждая микрогруппа устраивает обсуждение с учетом особенностей обозначенного выше человека. Отведите на обсуждение 5-7 минут.
«А теперь пусть кто-нибудь из каждой микрогруппы расскажет о пяти этапах, которые были выбраны в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Можем обсудить их вместе».
При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами. Также в итоговой дискуссии совместными усилиями можно оценить, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, то есть насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.
Можно проводить это игровое упражнение и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем несколько желающих выходят к доске и выписывают свои предложения. После этого в общем обсуждении рассматриваются выписанные этапы и выделяется наиболее оптимальный вариант.
Можно разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.
Упражнение «Розовый куст»
Цель: глубокая саморефлексия.
Продолжительность: 25-30 минут.
Педагог:
«С древних времен и на Востоке, и на Западе определенные цветы считались символами высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был Золотой цветок, в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии – роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.
Обычно высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробудить силу. Также стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка – то есть его развитие от бутона до раскрывшейся розы.
Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящие изнутри человека, которые велят ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила – то средство, которое высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего высшего «Я»…
А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.
Представьте себе розовый куст со множеством цветов и нераспустившихся бутонов… Теперь переведите внимание на один из бутонов. Он еще закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте внимание на этом образе, следите за ним.
Зеленая чашечка начинает медленно раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно, отходя друг от друга, загибаются к низу, открывая розовые лепестки. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.
Лепестки тоже начинают раскрываться, медленно разворачиваясь, и цветок полностью расцветает… Постарайтесь почувствовать, как пахнет эта роза, ощутите ее аромат.
Представьте, что на розу попал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет… Продолжайте удерживать розу, освещенную солнцем, в центре внимания.
Загляните в сердцевину цветка. Почувствуйте, что из него исходит мудрость, которая рада открыться вам.
Подумайте, что для вас важно в данный момент. Спросите, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. Можно записать те ответы, которые вам откроются.
Представьте, что вы стали этим цветком. Осознайте, что та мудрость, которая только что была к вам благосклонна, может быть с вами всегда. Вы в любое время можете обратиться к ней.
Отождествите себя с розой. Поймите, что вы и есть этот цветок. Вы та сила и мудрость, которая поможет вам осуществить ваши цели».
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог
Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.
Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.